Весной мажилисмен Бахытбек Смагул жестко наехал на министра образования Куляш Шамшидинову: “В учебнике по математике в задаче приведены имена: Дори, Нори, Ори. Разве нет казахских имен? В учебнике по литературе за 4-й класс домашним заданием дано посмотреть мультфильм “Рататуй” и рассказать содержание. Разве нет других произведений на казахском языке?”.
Претензий у депутатов к Куляш Ногатаевне по этой теме уже вагон и перегруженная телега.
Справка “КАРАВАНА”
В учебнике по русскому языку для 7-го класса были такие темы, как “Сетевой этикет”, “Транспорт мечты”, “Реклама автомобиля”, посмотреть выпуск телешоу “Вечерний Ургант”, составить визитную карточку баурсака… А смысл всего этого?
Ответ правительства на депутатский запрос. Ничего личного. Только буквы.
Депутат мажилиса Смирнова ежегодно бомбит правительство своими запросами – почему учебники такие дорогие? Часть переписки есть в архиве “КАРАВАНА”. В 2016 году одна единица учебника выросла в цене от 20 до 52 процентов – от 2 000 до 3 000 и выше. “Рабочие тетради” уже 1 000!
“Это из прайс-листа издательства, – возмущалась Ирина Владимировна. – В рознице, скорее всего, будет дороже… При введении базового учебника была возможность снизить цены при большом тираже. На практике мы видим противоположную ситуацию”.
Еще из одного запроса депутата Смирновой премьер-министру:
“На учебники из госбюджета потратили в 2015 году 10 миллиардов тенге. В 2016-м – 19 миллиардов, в 2017-м – 27 миллиардов… Проходят заседания, симпозиумы, средства осваивают в полном объеме, однако качество учебников продолжают критиковать за концептуальные, фактологические, орфографические, стилистические ошибки, содержание и полиграфическое исполнение… Есть также разночтения в событиях, фактах, времени их происхождения, именах… Факты перенасыщенны, зачастую сложно изложены… Литературный язык сводится к уровню примитивного бытового обращения… Есть серьезные нарекания к работе республиканского научно-практического центра “Учебник”, который несет ответственность за качество продукции… Являются ли эти эксперты квалифицированными экспертами в учебниковедении?.. Вызывает тревогу неудержимый рост цен на учебники – за год в два-три раза”…
Знаете, что ответило правительство на вопросы депутата?
“На ценообразование влияют типографские расходы (около 40 процентов от стоимости учебника), затраты на хранение продукции, транспортную логистику, затраты на разработку, художественное оформление, верстку, редактирование, корректуру, перевод и авторские гонорары”. И что “цены и тарифы на товары и услуги определяются субъектами предпринимательства самостоятельно. За исключением цен и тарифов в целях обеспечения национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения”. Авторы казахстанского учебника открыли три новых материка и необычный вид птиц: каким глупостям обучают детей в современных школах
А психическое и социальное здоровье учеников и их родителей при этом не учитываются? В мои школьные годы учебник физики стоил 48 копеек. Это четыре батона хлеба. Не понимаю, какие законы физики изменились настолько, чтобы сегодня учебник стал настолько дороже? Авторы – нобелевские лауреаты?
Звоню депутату Смирновой:
– Ирина Владимировна, почему такие дорогие учебники?
– Говорят, что покупают чуть ли не лицензионные в Англии! А печатают, как мне сказали, не у нас, а в Кыргызстане и Китае, где дешевле. По вопросу ценообразования, похоже, пора обращаться в антимонопольный комитет и Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции. Мы, парламентарии, не можем заниматься расследованиями, у нас всего по одному помощнику. Ни сил, ни времени не хватит. А бумага всё стерпит. В выпуске учебников, думаю, есть коррупционная составляющая. Поэтому нам надо обращаться в компетентные органы…
От плагиата – к римейку
Эксперт ЮНЕСКО по Казахстану Василий Шахгулари в своих комментариях был еще категоричнее.
– Почему наши учебники так часто переписывали? Это связано с переходом на двенадцатилетку. Старые писали под десятилетку. Политическая, экономическая и социальная ситуация в стране изменилась. Надо было делать что-то свое.
– Отречемся от старого мира?
– На этом этапе разрушилась старая система образования. Мы проигнорировали то, что было наработано в СССР. Только сейчас начинаем это понимать. Нарушилась преемственность. В СССР все учебники писали в Москве. Профессионалы!
– Но учебники казахского языка, литературы, истории здесь же сочиняли?
– Да, но по московским форматам и калькам. Были ГОСТы! Они и сегодня есть. Учебник – это не фантазии одного автора. Это коллективный труд.
– Почему тогда в учебниках для младших классов, и не только в них, глупые, нелепые задания и вопросы?
– Это вопросы к команде, которая их пишет. И к тем, кто принимает. Если вы положили асфальт, а он года не выдержал – кто отвечает? Тот, кто клал. И переделывай всё за свой же счет. У нас никто не отвечает за брак в учебниках. А это миллиарды наших с вами тенге. Но исполнители не несут ответственности. Ни за цену, ни за содержание. Ни разу! И все тендеры выигрывает чаще всего один претендент – госцентр “Учебник”. Эксперименты министерства образования не дают скучать нервам и мозгам школьников и их родителей
– Рецидивисты?
– Авторы могут быть разными. Но привлекают с опытом. Не важно – успешным или нет. А должны привлекать по конкурсу. Учебники для начальной школы должны писать одни специалисты. Для средней – другие, для старших классов, для лицеев и колледжей – третьи, для вузов – четвертые.
– Но у каждого автора должна быть своя “кредитная история”?
– Безусловно. Кстати, учебники по точным наукам – это практически плагиат (стучит пальцем по столу)! В них невозможно совершить революцию.
– Ну да. Закон Ома или корень трехчлена никто не отменял?
– И новые химические формулы никто не придумает. Новые учебники дают только какие-то новые задачи. А суть остается прежней. Просто переработанный материал. По гуманитарным предметам сложнее. Одно и то же событие можно интерпретировать и с точки зрения автора, и с точки зрения нынешней политики государства (вздыхает). Субъективизм…
– Тогда это римейки?
– И так назвать можно. В школе два “якоря” – языки и математика. Это фундамент, на котором строят все обучение. При написании этих учебников нежелательно допускать разночтений. Почему мы не сравниваем наши учебники и европейские, американские, корейские? Там используют одни и те же принципы. Изменения – минимальные. Если там какой-то учебник выдержал десятки лет изданий, почему бы не пригласить их авторов в Казахстан в качестве соавторов? Если там есть передовой опыт – почему нет?
Эксперт ЮНЕСКО по Казахстану Василий Шахгулари
– Но наши школьники умудряются выигрывать разные научные олимпиады!
– (Машет рукой.) Это или индивидуальные достижения ребенка, или заслуга учителя. Но не наших учебников. На мой взгляд, надо создать какую-то группу и послать ее на учебу к нормальным репетиторам-наставникам, которые их натаскают на написание правильных книжек. Есть же замечательные учителя и методисты. Но у них нет навыков написания учебников.
– Василий Вачикович, а чем были плохи советские?
– Учебник алгебры Погорелова считался одним из лучших учебников в мире! (Многозначительная пауза.) Форма подачи, содержание, научность, пошаговая доступность материала от простого к сложному. И главное – там была мотивация. Были, конечно, некоторые задачи, недоступные для определенного возраста. И в учебниках по химии и физике тоже. А сейчас нет методичек, как писать учебник, на что опираться.
– А есть ли смысл изобретать велосипед, если есть готовые формулы? Взять готовые стандарты из СССР и сделать свои?
– Сейчас это уже невозможно. Но какие-то базовые вещи все-таки надо сохранить. Некачественные учебники – это и результат многочисленных реформ в нашем образовании. Плюс кадровые проблемы. Академия Алтынсарина раньше занималась учебниками. Там было много профессионалов. Но по разным причинам оттуда ушло много специалистов. И из казахской академии образования, где руководство бесконечно менялось.
– А что говорит мировая практика?
– В США, Европе, Японии такие же проблемы. Но они на грабли не наступают. В Америке в каждом штате свои учебники. Но в каждом прописаны базовые принципы. Стандарты! Не важно, в каком месте ты окончил школу. В американских вузах одинаковые требования. Это как в кулинарии: у всех поваров одинаковые ингредиенты, но блюда у всех получаются разными. Все зависит от мастерства повара. То же и к учебникам: составляющие у всех одинаковые, результаты – разные. Это тоже творческий процесс… Современный педагог должен постоянно учиться
– Личный опыт есть?
– Я писал учебные и методические пособия для школ и вузов. Самая первая работа, написанная 17 лет назад, до сих пор “работает” в школах. Последняя – “Школоведение” – уже в типографии. В соавторстве… Платят не за учебник, а за количество страниц – вот в чем проблема!
– Километраж страниц?
– К сожалению, да. Хотя учебник – это инструмент, которым надо пользоваться каждый день, как зубной щеткой.
P.S. В прошлый четверг Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о назначении министром образования и науки республики Асхата Аймагамбетова. Другим своим указом глава государства освободил от должности министра образования и науки Куляш Шамшидинову, которая возглавила ведомство в феврале этого года.
АЛМАТЫ