Крупнейший и популярнейший алматинский авторынок “Жибек Жолы” – на грани закрытия - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+3 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Крупнейший и популярнейший алматинский авторынок “Жибек Жолы” – на грани закрытия

Крупнейший и популярнейший алматинский авторынок “Жибек Жолы” – на грани закрытия

Спорам предпринимателей с различными госорганами уже почти десять лет. Все это время сторонам как-то удавалось находить общий язык. Но в прошлом году нашла коса на камень. И дело дошло до суда.

  • 14 Июня 2019
  • 4734
Фото - Caravan.kz

Суть: однажды пришли проверяющие из ГАСКа. Осмотрелись. И сделали вывод, что 40 объектов на рынке построено с нарушениями.

Посчитали, что все киоски, бутики, контейнеры и даже столовые – неразборные конструкции. И стоят на бетонном фундаменте. А это якобы нарушение.

– Я не понимаю, – юрист ТОО “Международный торговый центр “Жибек Жолы” Александр СОЛОВЬЕВ пожимает плечами. – Представьте себе смотровые ямы на точках техобслуживания. Ну и как там без бетона? И как же техника безопасности? Предоставили суду все документы. У нас со всеми арендаторами договоры действуют, причем не один год. Получается, что раньше можно было так строить, а теперь, спустя столько лет, рынок должен сносить арендаторов, потому что несет за них ответственность. А как им дальше работать?..

Другие времена, другие правила игры, другая юрисдикция

Еще один иск со стороны ГАСКа. И новый суд. Судья даже не выезжал на место.

Решение простое: признать выданные акты на объекты незаконными и демонтировать весь рынок. Руководство рынка попыталось оспорить решение.

Причин было несколько. Все эти точки были возведены в 2005–2014 годах. Тогда территория “Жибек Жолы” принадлежала Алматинской области. Все постройки принимала государственная приемочная комиссия. Из области. Разумеется, были составлены соответствующие акты, под которыми красуются автографы руководителей разных уполномоченных органов. Но теперь другая юрисдикция – город вместо области.

Суд решил, что все постройки – незаконные. И подлежат сносу за счет авторынка. Хотя земельный участок под предприятие давно выкуплен в частную собственность.

– Мы написали “Дорожную карту” по перестройке и модернизации, – продолжает Александр Соловьев. – Даже согласились перенести СТО и другие объекты в другие места. Тем более была запланирована третья очередь строительства. Отдали “карту” в Алатауский районный акимат. Не забывайте, что все мы пережили последствия двух кризисов, несколько девальваций тенге. Наши арендаторы уже потеряли немало денег. Многие брали кредиты. И не один раз. И тут в декабре прошлого года – второй иск! Опять от ГАСКа. Может, потому что первый иск проиграли?

– Что опять не так?

– А тут процессуальный казус. Сроки исковой давности по принятым объектам теми приемочными комиссиями давно прошли. Тем более ранее судьи уже рассматривали все документы по объектам рынка. И если они рассмотрены, то не подлежат рассмотрению в других судах.

– Но закон же обратной силы не имеет?

– Да. Но хотелось бы сказать о “красных линиях”. Нас обвинили, что мы вышли за их пределы. Недавно взял в горархитектуре карту: мы к ним даже не приближались, все объекты рынка находятся за пределами! Новые “красные линии” появились позже почти на десять лет. Если судить только по ним, половину Алматы сносить придется. Вот подали апелляцию. Рассматривать будут 19 июня.

О людях забыли?

Сегодня на “Жибек Жолы” более 1 560 предпринимателей. У каждого по 3–5 работников. У некоторых больше. Не надо быть великим математиком, чтобы подсчитать количество потенциальных безработных и разоренных работяг. Ну и второй фактор: все свои затраты хозяева бутиков и СТО возложат на постоянных клиентов.

По словам одного из них (имя-фамилию назвать отказался), чтобы обустроиться на рынке, он потратил более 10 тысяч долларов. Это до девальвации 2015 года. Если завтра всё, что он построил, снесут, чтобы восстановить потерянное, ему потребуется не менее 5–7 лет.

Еще один владелец СТО рассказал, что были разговоры: якобы им предлагают места на авторынках “Баккорда”, “Карсити” и “Автосити”:

– Это опять надо будет выкупать точку. Опять не менее 10–15 тысяч долларов. Кроме того, мне надо будет демонтировать все подъемники, смотровые ямы, кучу техники, другое оборудование. Потом все это перевезти, опять все строить, монтировать, подключать, тестировать… Я боюсь считать, во сколько мне все это обойдется. Я однажды уже потерял 12 с лишним тысяч долларов, когда переезжал с авторынка “Баянаул” сюда. Опять куда-то переезжать? Меня опять хотят ограбить?..

По словам Александра Соловьева, “Автосити” и “Карсити” никак не подходят арендаторам “Жибек Жолы”:

– Я вижу здесь несколько проблем, – юрист достает здоровенную папку с документами и начинает листать в поисках нужного. – Во-первых, все работающие на рынке исправно платят налоги. Практически все закупили контрольно-кассовые аппараты с фискальной памятью. Нас не раз проверяли, никаких нарушений не выявили, никаких претензий не было. Во-вторых, те рынки, на которые нашим арендаторам предлагают переехать, это другой ценовой сегмент. Наши клиенты – это класс, который не пользуется услугами и товарами в “Автосити” и “Карсити”. Там дорого! На “Жибек Жолы” дешевле и запчасти, и ремонт. Мы – бюджетный вариант. Кстати, рядом находятся оптовые овощные базары. И люди попутно там на них затариваются…

Левый берег уполномочен заявить

В среду в своей инаугурационной речи Президент ТОКАЕВ заявил, что будет поддерживать казахстанских предпринимателей, привлекать и защищать инвестиции, стимулировать деловую активность, формировать средний класс.

Касым-Жомарт Кемелевич отметил, что дестабилизация международных финансовых рынков, девальвация тенге отрицательно повлияли на доходы населения. Более одного миллиона граждан вынуждены брать банковские кредиты: “Разрыв между гражданами с высоким и низким уровнем дохода – еще один актуальный вопрос, волнующий наше общество. Конечно, такие явления имеют место во всем мире, однако нельзя сидеть сложа руки. Поэтому для решения этих острых социально-экономических и политических проблем необходимо принять среднесрочные комплексные меры”, – отметил Президент.

Это не просто слова. Это было прямое поручение правительству для принятия конкретных мер.

А за день до этого премьер-министр Аскар МАМИН обязал правительство выполнить все задачи, обозначенные в предвыборной платформе главы государства: создавать новые рабочие места для снижения социальной напряженности.

“Наша общая задача – обеспечить полную реализацию предвыборной программы избранного главы государства. Ключевой вопрос для нас – создание новых рабочих мест. Его решение напрямую зависит от открытия новых производств. Это важнейшая задача. Будет работа – будет улучшаться качество жизни и социальное состояние населения. Соответственно, не будет недовольства”, – сказал Мамин на заседание правительства во вторник… Как правильно продать авто?

На форуме “Повышение эффективности судебной защиты прав и законных интересов бизнеса” в конце 2017 года тогдашний председатель Верховного суда Кайрат МАМИ отметил: “Предприниматели полагают, что суды, разрешая споры с государственными органами, более склонны поддерживать позицию последних, а государственные органы, наоборот, твердят о рисках, исходящих от недобросовестных предпринимателей через суды. Суд, рассматривая такие споры, должен руководствоваться основными принципами правосудия – состязательности и равноправия”

Если авторынок “Жибек Жолы” закроют, работу потеряют более 4 тысяч человек. Кто и где будет создавать для них новые рабочие места?

Вопросов, конечно, гораздо больше. Ответы, наверное, получим 19 июня.

Жандарбек Актотаев, Алматы