Поесть или завод построить - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+14 °C
Алматы
2024 Год
30 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Поесть или завод построить

Поесть или завод построить

Экономический кризис обнажил самую серьезную проблему страны: доходы в бюджет поступают в основном из одного источника – от продажи полезных ископаемых. Но вместо того чтобы вкладывать деньги в новые производства, мы их просто тратили! Мы вполне можем стать великой промышленной державой, если найдем на новые производства 56 миллиардов долларов. Именно столько стоят проекты, включенные в “Инвестиционную карту Казахстана”, о разработке которой сообщил глава Минэкономики Бахыт Султанов.

  • 29 Мая 2009
  • 1260
Фото - Caravan.kz

Отказаться от “нефтяной иглы” и начать строить новые заводы можно хоть сейчас. Но цена индустриализации для большинства граждан нашей страны будет очень высокой.

А что в закромах?

Чем сейчас располагает страна? По итогам 2008 года, государством была собрана рекордная сумма – 33,2 миллиарда долларов. На “черный день” несколько лет откладывали: к концу прошлого года общий объем накопленных резервов составил 47 миллиардов долларов.

В целом за 2003–2008 годы объем денег в распоряжении государства – бюджетных и резервных – вырос в восемь раз – с 11,7 до 80,2 миллиарда долларов.

Почти все бюджетные деньги были потрачены на… улучшение нашей с вами жизни. В здравоохранение, образование, соцобеспечение и ЖКХ за последние пять лет власти вложили примерно втрое больше, чем инвестировали в промышленность, транспорт, энергетику и сельское хозяйство. Например, в 2003 году на социальный блок было истрачено 3,4 миллиарда долларов, а на поддержку индустрии – всего 500 миллионов. К 2008 году это соотношение не изменилось: 15 миллиардов – на социальный блок и лишь 5,4 миллиарда – в производство.

Живем сегодняшним днем

На создание новых производств, строительство дорог и электростанций можно было бы тратить больше за счет сокращения социальных расходов и доходов населения. Но всем в стране хотелось жить лучше и прямо сейчас! Быстрыми темпами рос внешний долг, к концу 2008 года отечественные компании и банки заняли на 23,3 миллиарда больше, чем сами вложили в иностранные ценные бумаги и имущество. Основной объем кредитов, как известно, был вложен в товары и услуги, которые не создают средств производства, то есть попросту “проеден”.

По данным Нацбанка, в 2004–2007 годах в целом страна тратила на потребление чуть ли не вдвое больше, чем сберегала.

“Рост ВВП за последние годы в немалой степени обеспечивался за счет высокого уровня расходов на конечное потребление домашних хозяйств и валового накопления основного капитала, увеличение которых было обеспечено в том числе за счет высокого уровня кредитной активности”, – отмечают авторы прошлогоднего “Отчета о финансовой стабильности”.

Средняя зарплата, в 2003 году едва превышавшая 150 долларов, уже к 2008-му в Казахстане выросла более чем втрое.

Чужих не пускать?

Накопление в масштабах страны – это не только меньшие зарплаты, меньше авто, квартир, дорогих вещей, меньше отдыха и больше работы. Это еще и барьер на границе, который не пускает в страну чужие товары. Такой путь развития выбрало большинство “азиатских тигров”.

Их примеру последовали и некоторые наши соседи, например, Узбекистан. Почти все продукты на рынках Ташкента – местного производства. Моющие средства и трикотаж уступают в качестве и Китаю, и Турции, но их тоже делают внутри страны, так же как машины, автобусы, электрооборудование, бензин и самолеты. В прошлом году южный сосед ввел в строй новую железную дорогу длиной 223 километра.

Этот и другие проекты были реализованы в основном на деньги государства. Узбекистан продает за границу товаров больше, чем покупает, причем на экспорт идут не только природные богатства – 20 процентов составляют машины и оборудование. Страна не зависит от внешних кредитов, а ее общий долг, по оценке МВФ, на середину прошлого года составлял всего 3,6 миллиарда долларов.

Цена узбекского варианта модернизации известна – низкий уровень жизни, скрытая безработица, коррупция и черный рынок валюты. Отличные специалисты, не желающие работать за мизерную зарплату 100–150 долларов, уезжают в Казахстан и Россию.

Узбекистан пошел по пути Японии, Южной Кореи и Малайзии. Во всех этих странах основой экономического чуда были дешевый труд, запрет на импорт зарубежных товаров-конкурентов и жесткая политическая система.

Арабский секрет

Нам подобный рецепт вряд ли подходит. Что в этом случае может стать основой нашего экономического чуда? Стран, сумевших выйти на траекторию ускоренного развития без “затягивания поясов”, в мире немного. Природные богатства – совсем не гарантия успеха. Лишь арабские монархии сумели создать на “нефтяных” деньгах мощные финансовые и торговые компании, но на это потребовалось почти полвека. Основой финансового могущества арабских фондов стал возврат нефтяных месторождений в национальную собственность, происшедший в 1970-е годы. Норвегия, учтя арабский опыт, с середины 80-х годов взяла на себя основную финансовую нагрузку при проведении работ на континентальном шельфе. В результате госкомпания Statoil получает примерно 80 процентов доходов от добычи норвежской нефти.

Кто богатеет на недрах

В 2008 году запасы нашего Нацфонда, куда отчисляются нефтяные доходы, выросли на 6,2 миллиарда, в 2007-м – на

7 миллиардов. Если пополнение активов фонда будет и дальше идти такими темпами, то конкуренцию арабам и норвежцам он сможет составить лишь через полвека, да и то при условии полной неприкосновенности отложенных средств.

Есть сомнения в том, что нам вообще удастся накопить подобные суммы. В 2008 году на “КазМунайГаз” со всеми “дочками” пришлось лишь 18 из добытых 70 миллионов тонн нефти. В прошлом году иностранные инвесторы, по официальным данным, вывезли из Казахстана более 16 миллиардов долларов прибыли, в основном от добычи нефти.

При этом, двигаясь, хотя и медленно, в сторону увеличения национального содержания в нефтегазовой отрасли, правительство республики не проявляет такой же настойчивости в добыче металлов. Например, медь даже в такой ультралиберальной стране, как Чили, добывают в основном госкомпании, а прибыль от их работы поступает не на счета в офшорах, а в бюджет страны. Когда казна полна, можно и о высоких технологиях помечтать. У нас же пока едва набирается на “социалку”…

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ