Более десятка новостроек, преимущественно высотой в 10 этажей,не только представляют потенциальную угрозу для жителей Астаны, но и ставят в тупик пожарную службу столицы.
КТО УСПЕЛ…
С 1 января 2009 года в Казахстане при строительстве зданий запрещено использование облицовочных панелей из алюминиевых композитных материалов для отделки наружных стен всех типов.
Стоит вспомнить, что поправки в законодательство инициировал Комитет противопожарной службы МЧС, который и направил в Министерство индустрии и торговли письмо о внесении изменений в некоторые нормативнотехнические документы. Пожарные убеждены, что запрет на использование алюкобонда при отделке зданий вполне обоснован. Сначала напугав, они же поспешили успокоить отечественных строителей: никаких санкций к тем компаниям, которые ранее применяли этот облицовочный материал, применено не будет заменять фасады из алюкобонда на какиелибо другие не придется.
Более того, до 1 января 2009 года применять материал в строительстве можно. Успеете? Пожалуйста!
После пяти лет споров до внесения официального запрета, согласно требованиям закона «О пожарной безопасности», около 40 объектов города, облицованных алюкобондом, не считая жилых комплексов, продолжают представлять повышенную опасность для здоровья и жизни людей. Так, в список опасных зданий попадают международный аэропорт «Астана», торговый центр «Евразия», Дворец спорта «Казахстан», центральный рынок ТОО «Алем ХХI», торговый центр «Аймак», гостиница «Интерконтиненталь», средняя школа № 24, а также здание Министерства транспорта и коммуникаций РК, то есть та самая «зажигалка»…
МНОГИЕ ПОМНЯТ
Прошли уже почти три года со дня пожара в одном из самых высоких зданий Астаны «Транспорт Тауэр». Для министерства»зажигалки» первый тревожный сигнал прозвучал еще в 2003 году. Тогда государственная противопожарная служба Астаны приостановила строительство «Транспорт Тауэр». Спустя три года, в июне 2006 года, это здание всетаки вспыхнуло. Возможно, многие помнят тот день, когда знаменитую «зажигалку» пожарным службам пришлось тушить полдня по причине того, что сложнее всего оказалось не погасить огонь, а хотя бы подобраться к очагу возгорания.
Интересно, что в тот день Шалбай Кулмаханов тогда еще глава МЧС заявил: «У нас нет техники, которая бы работала на таких высотах». Тогда что же делать с другими «зажигалками», которыми застроили столицу?
Однако после этого случая никто и не задумался об официальном запрете алюкобонда, а вместо этого велись лишь споры о том, что явилось виной ЧП поджог или электрическое возгорание? И стоит ли вообще винить во всем застройщиков?
Между тем, с тех пор успела задымиться еще не одна новостройка в городе. Вспомнить хотя бы столичный жилой комплекс, именуемый в народе «семь бочек», где какимто мистическим образом произошли четыре пожара в течение одного месяца. Как и в случае с «Транспорт Тауэр», там опять горел алюкобонд. Но самое удивительное в этих пожарах было то, что они… не могли не произойти.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Сегодня можно долго и слезно рассказывать о ситуации с пожаротушением в Астане, где вместо необходимых 12 пожарных депо работают 9, да и те до сих пор не обладают полными возможностями для тушения пожаров в столичных новостройках.
По данным прессслужбы МЧС, на сегодняшний день пожарные службы оснащены спецтехникой лишь на 58%, износ оборудования составляет 60%, это значит, что основная часть этого оборудования спецтехника, которая уже превышает десятилетний срок своей эксплуатации.
КОММЕНТАРИЙ
Заместитель председателя Комитета противопожарной службы МЧС РК Болатбек Омаров:
— Основная проблема это, конечно же, алюкобонд, которым застройщики облепили всю столицу и не желают отказываться от него и сейчас. Дело в том, что данный материал относится к группе горючести Г1, и при этом допускается для облицовки наружных стен. Но могу сказать однозначно навесные вентилируемые фасады из алюкобонда опасны. При пожаре они только способствуют распространению огня по фасаду здания. При этом наличие воздушного зазора создает во внутреннем пространстве системы эффект тяги, изза чего скорость распространения пламени возрастает, причем, во все стороны. Температура при таком пожаре достигает 900 градусов, и алюкобонд превращается в расплавленную стекающую массу, выделяющую токсичные вещества. В случае пожара на поверхности здания огонь за считанные минуты по конструкциям вентилируемого фасада достигает соседних этажей.
До сих пор самым сложным, с чем приходится сталкиваться пожарным службам, включая алюкобонд, остаются высотные сооружения, для тушения которых мы никогда не имели соответствующих подъемников и надежных систем пожаротушения. Подъемники высотой 88 метров, которые приобретались за огромные деньги (по некоторым данным, эта техника была куплена за 800 тысяч долларов), либо не срабатывают, либо оказываются непригодными к использованию при сильном ветре, без которого трудно представить столичный климат. Нельзя не упомянуть о проблеме кадров, нехватке специалистов, которой способствует низкая заработная плата рядового пожарника при столь высоком прожиточном минимуме в нашей столице.
АЛЮКОБОНД В РАЗРЯДЕ БРЕНДА
Алюкобонд название конкретного негорючего материала, сделанного в Германии. Это название стали использовать как имя нарицательное для всех композитных материалов.
Сегодня стоимость 1 квадратного метра качественного германского алюкобонда составляет около 147 долларов. Несколько лет назад Китай наладил производство алюкобонда, поэтому в последние годы строительные организации закупают алюкобонд в Китае, который в 510 раз дешевле, чем подлинный европейский продукт.
При этом многим известно, что в Астане алюкобонд чаще всего используется для отделки высотных зданий, большую часть которых составляют жилые комплексы, как правило, это дома, преобладающие в новых районах города, для среднего класса.
В свою очередь алюкобонд защищает здание от влагостойкости и создает внешний эстетический вид. Поэтому выходит, что, с одной стороны, новые и чистые многоэтажки в городе всегда остаются безупречными в эстетичном плане, но с другой стороны, жители этих домов не имеют широких подъездов, бесплатных лифтов, а также элементарной системы противопожарной безопасности вплоть до распылителей пены на этажах. Примером тому может служить жилой комплекс «Достык» в Астане, где 12 мая текущего года горящий алюкобонд уничтожил 19 квартир общей площадью 1140 квадратных метров (см. № газеты от 15 мая 2009 г.)
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Вопрос к директору одного из столичных ТОО Андрею Разлогову:
— Вот уже почти полгода действует официальный запрет на применение алюкобонда в Казахстане. Как подобное изменение в законодательстве отражается на работе производственников и строителей?
— Известно, что строительными организациями алюкобонд чаще всего использовался для отделки больших зданий. В этом плане его дешевизна и эстетические качества имеют определенные преимущества. Однако в этом году спрос на этот стройматериал резко убавился. Поэтому мы перешли на альтернативные отделочные материалы мраморную и керамическую плитку.
Не секрет, что наш алюкобонд попадает в Казахстан преимущественно из Китая. Собственного производства наша страна не имеет. Так что запрет на его применение не имеет какихто значимых последствий в предпринимательской среде. Что касается торговых представителей, то и они относятся к приказу Правительства с пониманием.
Для многих стало ясно, что пока мы не научились работать с этим горючим материалом, не способны учитывать ветровые нагрузки, некачественно выполняем монтаж системы, неправильно выбираем композитные материалы для облицовки здания. Все это основные беды казахстанских строителей при работе с алюкобондом.
Кстати, на зданиях малой этажности использование алюкобонда вполне допустимо.
ЧЕМ ВЫШЕ, ТЕМ СТРАШНЕЕ
Так уж сложилось, что при нынешней столичной настроенности в городе горят уже не захудалые хрущевки, а комфортные здания. Поэтому для жителей «блестящих высоток» этот официальный запрет на использование алюкобонда страху не убавил, ведь ряд зданий, которые уже успели построить с применением этого горючего материала, похоже, демонтировать, то есть осуществлять наружную разборку уже запрещенного материала, никто не собирается. Поэтому, в случае очередного ЧС пожарным службам, которые до сих пор не обладают возможностями для тушения пожара хотя бы на 10 этаже, останется вновь надеяться лишь на собственную смекалку, смелость, при этом проклиная себя, свою работу и людей, которые это построили.
Арсен НУРТАЗИН, фото автора, Астана