Как выиграть войну против диабета: эндокринологи советуют - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как выиграть войну против диабета: эндокринологи советуют

Как выиграть войну против диабета: эндокринологи советуют

Лечение предиабета – модная медицинская тема или спасение? В Алматы семейные врачи и специалисты по внутренним болезням собрали журналистов, чтобы с их помощью поведать казахстанцам о надвигающейся угрозе.

  • 6 Июня 2019
  • 29940
Фото - Caravan.kz

В мире за год от сахарного диабета погибает до 5 миллионов человек! Медики считают болезнь неизлечимой, но уверяют, что ее можно предотвратить, если начать лечение на стадии предиабета.

– Все мы знаем о страшных последствиях диабета, когда человеку ампутируют ногу, когда он умирает раньше времени или у него наступает слепота, – говорит президент Ассоциации семейных врачей Казахстана, член совета Всемирной организации семейных врачей Дамиля НУГМАНОВА. – А предиабет – это предшествующее этому состояние. Оно очень плохо или даже вообще не диагностируется и пока не входит в перечень болезней, которые должны лечиться. Но об этом состоянии наука уже накопила достаточно информации, чтобы не дать возможности развиться диабету. Ведь болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому надеюсь, что нашими общими усилиями мы повысим знания граждан по этой проблеме.

Сахарный диабет – одно из распространенных и грозных заболеваний во всем мире. Сейчас в Казахстане на диспансерном учете находится больше 320 тысяч пациентов.

Из них по городу Алматы – 36 тысяч. Порядка 1,8 процента населения республики страдает диабетом. Цифра огромная! Поэтому важно не только лечить болезнь, но и предупреждать ее. И основной упор отечественная медицина делает на профилактику и раннее выявление.

Александр АМЕТОВ
Александр АМЕТОВ

– Почему сейчас пациенты погибают от сахарного диабета и мы проигрываем эту войну? – вступает в разговор заведующий кафедрой эндокринологии и диабетологии Российской медицинской академии последипломного образования Александр АМЕТОВ. – Потому что начинаем лечение с опозданием на 10–15 лет и не предпринимаем активных действий по выявлению предиабета. И обычно диагноз диабет устанавливается, когда все основные события фактически уже случились.

– Но если в прежней советской системе всё было завязано на врачах и они полностью отвечали за здоровье пациентов, то сегодня политика в сфере здравоохранения и в Казахстане, и во всем мире делает упор на самоменеджмент, – говорит директор департамента организации медицинской помощи МЗ РК Аскар ХОРОШАШ, – то есть на вовлеченность пациента в управление своим здоровьем. Одно из наших нововведений – это программа управления заболеваниями (ПУЗ). Сегодня в нее включены три основные нозологии: сахарный диабет II типа, артериальная гипертензия и хроническая сердечная недостаточность.

Аскар ХОРОШАШ
Аскар ХОРОШАШ

Суть в том, что участвующие в программе пациенты подписывают с лечащей медорганизацией индивидуальный договор, согласно которому обе стороны берут на себя определенные обязательства.

Это подразумевает, что человек отказывается или постепенно пробует отказаться от вредных привычек, факторов риска, которые способствуют развитию заболеваний и их осложнений.

Начинает следить за своим весом, физической нагрузкой, занимается физкультурой и спортом, придерживается правил здорового питания, вовремя принимает лекарственные препараты, так как стоит на динамическом наблюдении. Что же касается непосредственно предиабета, для нашего населения в целом это понятие пока новое. Но и с этим мы начинаем работать. Излечи себя сам: как минздрав собирается наказывать не заботящихся о своем здоровье казахстанцев

Дети и диабет

– Мало того что диабет – это грозное заболевание и государство выделяет деньги на лечение больных, так еще и большие средства приходится тратить, когда эти больные становятся недееспособными, – отмечает вице-президент Евразийской медицинской ассоциации, член Ассамблеи народа Казахстана, председатель общественного совета по защите прав пациентов при МЗ РК и бывший сенатор Надежда ПЕТУХОВА. – Это выплата пособий по инвалидности, покупка различных приспособлений, когда они становятся малоподвижными. Проблема имеет большое социальное значение. И очень печально, что в последнее время в стране регистрируется то, чего лет 20–25 назад мы вообще не имели, – увеличивается количество детей, больных диабетом II типа! Из-за того что у населения просто-напросто отсутствует определенная культура питания.

Кроме того, большую часть времени дети проводят у компьютеров и в целом ведут малоподвижный образ жизни.

Получается, уже в 7–8 лет они страдают холестеринемией: холестерин у них повышен, почти как у пожилых.

Значит, со временем они будут иметь проблемы со здоровьем. И в дальнейшем, вероятно, не смогут быть полноценными родителями, потому что у большинства лиц с ожирением развиваются симптомы бесплодия. Значит, генетически будет страдать нация! Поэтому к проблеме надо подключаться сфере образования, культуры и спорта, чтобы пропагандировать двигательную активность, здоровый образ жизни и поведенческие предпочтения по питанию.

Откуда риски

Дамиля НУГМАНОВА
Дамиля НУГМАНОВА

– Большая ответственность тут лежит на самих людях, – подключается к обсуждению модератор конференции Дамиля Нугманова. – Каждый, у кого есть избыточная масса тела, а еще есть такое понятие, как “нутряной жир”, при котором объем талии может быть и близок к норме (до 84 сантиметров у женщин и до 90 сантиметров у мужчин), в зоне риска. Программа управления заболеваниями (ПУЗ) нужна не только уже заболевшим людям, но и тем, кто еще не дошел до стадии диабета. Тогда будет эффект. Без инсулина жизни нет

То есть мы возьмем человека с предиабетом, договоримся с ним, что он будет худеть, заниматься спортом, давать себе физические нагрузки, правильно питаться, и у него не разовьется диабет.

– Проблема сахарного диабета и предиабета в Казахстане, считаю, стоит очень остро, – сообщает эндокринолог, президент Казахстанского общества по изучению диабета и член Азиатской ассоциации по изучению диабета, работающий по большей части в Японии, Жанай АКАНОВ. – И если говорить о более чем 300 тысячах наших больных, можно сказать, что 50 процентов из них в свое время находились на стадии предиабета, который был пропущен. Но проблема в том, что предиабет, по сути, не имеет клинической симптоматики. У пациента могут быть различные факторы, определяющие риск. Это факторы генетики, особенно среди лиц первой степени родства. Это родители и дети, дяди и тети, братья и сестры, у которых развилась эта генетическая поломка.

Жанай АКАНОВ
Жанай АКАНОВ

Могут быть и факторы физической нагрузки.

В нашем обществе 39 процентов людей имеют гиподинамию, наличие абсолютно отвратительных привычек, вроде вывезти мусор на машине.

То есть уже доходим до абсурда. Мы перестали мыть посуду, у нас у всех посудомоечные машины. Мы перестали мыть пол, стараемся пореже выгуливать своих домашних питомцев… Наш образ жизни настолько поменялся, что гиподинамия захватила нас полностью! Ну и, естественно, возрастной фактор: для предиабета характерен возраст старше 40 лет. В библейских притчах – это возраст начала нового этапа жизни, в котором появляются свои проблемы по здоровью, об этом стоит задуматься.

Вот в советское время у нас была онкологическая настороженность: все понимали, что нужно выявить онкозаболевание на ранних этапах, что и сейчас мы стараемся делать. Была противотуберкулезная настороженность. Мы четко знали, какие есть риски и симптоматика. Мы знаем о настороженности в отношении ВИЧ/СПИД. Но почему у нас нет противодиабетической настороженности? А предиабет – это пусковой фактор для развития сахарного диабета.

И, как вы знаете, болезнь страшна не просто повышением уровня сахара в крови, но и тяжелейшими осложнениями, которые приводят к ранней инвалидизации и смерти!

Предиабет – это проблема всего мирового сообщества. И если сейчас на планете около 349 миллионов больных сахарным диабетом, нужно понимать, что примерно такая же армия еще ходит с предиабетом! А реально, как все говорят, распространенность в мире – в два раза выше. И представьте, что еще где-то около 2 процентов людей в мире ходят с предиабетом. Мы еще не дошли до пика проблемы в нашей стране, мы еще на подъеме. Есть понятие “эпидемиологическое плато”. К нему мы можем подойти к 2030 году. И не хотелось бы подходить к этой вехе с наличием около миллиона уже зарегистрированных больных сахарным диабетом. Поэтому все наши усилия направлены именно на предупреждение заболевания. Доктор Комаровский раскрыл причину эпидемии детского ожирения в Казахстане

И все же каковы симптомы предиабета?

– Еще раз подчеркну: проблема предиабета в том, что это маска очень многих заболеваний, – отмечает Жанай Аканов. – Смотря как человек придет к сахарному диабету. Если изначально у него неалкогольная жировая болезнь печени и диабет пришел со стороны поврежденного метаболизма, соответственно все симптомы будут характерны для заболевания печени. Он может прийти к этому и вследствие хронического панкреатита. Вот у нас каждая 3-я или 4-я женщина в стране болеет хроническим панкреатитом. Это не означает, что обязательно у них разовьется сахарный диабет, но если очень длительное время наблюдается склерозирующая форма панкреатита, а он плохо излечим, естественно, поджелудочная железа перестает вырабатывать то количество инсулина, которое необходимо для поддержания в норме уровня сахара. То есть предиабет – мультифакторный процесс. И пациент должен четко понимать риски: если из пяти факторов у него есть хотя бы три, он уже должен задуматься.

Кому в рот заглядывают стоматологи?

– Каждый месяц мы ездим по регионам и узнаем, что 70 процентов диабета выявлять могут, оказывается, не эндокринологи и семейные врачи, – рассказывает член общественного совета МЗ РК, президент Диабетической ассоциации Республики Казахстан “ДАРК” Лейла ЖУБАНДЫКОВА. – А… стоматологи! Но они об этом не знают. Когда стоматолог видит гингивиты и различные воспалительные процессы в полости рта или кровоточивость десен, нужно задуматься: возможно, у этого ребенка или взрослого признаки предиабета, и нужно бить тревогу. К сожалению, часто пациенты так и уходят ненастороженными.

Лейла ЖУБАНДЫКОВА
Лейла ЖУБАНДЫКОВА

Есть женщины, которые обращаются к гинекологам с поликистозом яичника, лечатся у них годами и не могут забеременеть. А что это признак предиабета и диабета, они не знают.

Есть масса мужчин, которые с 35 лет лечатся от импотенции и тоже не знают, что это признак предиабета и диабета. То есть эта настороженность должна встать во главу угла и у врачей, и у пациентов.

– Но если человек не наблюдает никаких симптомов, то он никуда и не пойдет! Есть ли вообще какие-то параметры, которые должны его насторожить?

– Например, это давление 140 на 90 в покое, без нагрузки, без употребления крепких напитков. А сейчас американские критерии – 130 на 80, – сообщает Лейла Жубандыкова. – Это возраст старше 45 лет, индекс массы тела (ИМТ) больше 25, окружность талии у мужчин больше 90, у женщин больше 84 сантиметров, это малоподвижный образ жизни, избыточное питание, когда человек постоянно кушает, но не двигается. Это наследственный фактор – диабет у родственников первой линии родства. Получается, как при онкологических заболеваниях. Пациент на I стадии не чувствует, что он болен раком. А когда почувствует – уже поздно, он уже в III–IV стадии заболевания. Но если у него бабушка или дедушка умерли от рака, он, естественно, должен быть насторожен.

– Еще, когда сахар до 6,1 ммоль/л натощак, мы говорим, что все нормально, – дополняет эндокринолог Аканов. – А дальше вопрос стоит о диагностике сахарного диабета. С 2011 года ВОЗ и Американская диабетическая ассоциация приняли такой параметр для диагностики, как гликированный гемоглобин. Это биохимический показатель, отражающий среднее содержание сахара в крови за длительный период (три месяца), в отличие от измерения глюкозы крови на момент исследования. Зачем казахстанцам школа диабета

Нормой гликированного гемоглобина был избран показатель 6,5 процента. Свыше 6,5 процента уже считается нарушением углеводного обмена в той или иной степени.

– Хочу подтвердить, что определенных симптомов у предиабета нет, но есть факторы риска, – дополняет коллег российский эндокринолог Аметов. – Например, при наличии диабета у родителей и ближайших родственников риск увеличивается от 2 до 6 раз. Ожирение I степени увеличивает риск в 2 раза, II степени – в 5 раз. Ожирение III степени – более чем в 10 раз. И люди сразу начинают понимать, о чем это! Физическая активность.

Недавно на одном из всемирных конгрессов я услышал великолепный призыв: делать 10 тысяч шагов начиная с 22 лет. Вот залог успеха!

Тут нет ничего особенного! Но, если пропустили, и вы уже в возрасте 50–60 лет, делайте 3 тысячи шагов! Пусть спокойных, обычных, но уже в копилочку своего метаболического здоровья. При этом ваш врач может назначить дополнительно сахаропонижающее лекарственное средство, которое повышает толерантность к глюкозе, не влияет на продукцию инсулина поджелудочной железой и нормализует жировой обмен. И вы уже изменили возможный неблагоприятный ход событий!

АЛМАТЫ