В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
На днях я по телевизору видел программу про квартирные ремонты. Ее участником стал ветеран Великой Отечественной войны. Когда он вернулся, чтобы посмотреть на переделку в своей родной гостиной, те положительные эмоции, которые он испытал, казалось, врывались сквозь экран в дома ко всем телезрителям. Человеку больше восьмидесяти лет, многое в жизни видел, и хорошее, и плохое, и не разучился так искренне радоваться. Его благодарность, признательность, блеск в глазах вызывали умиление, гордость за него и за тех, кто решил сделать человеку приятный подарок к Дню Победы. В этот момент стало понятно, что такие жесты внимания очень необходимы не только ветеранам, но и нам самим. Пусть это будет мелочь, цветы, к примеру, с открыткой, но обязательно!
В ШКОЛЕ
Их так немного осталось, они не могут всем нам рассказать о страшной войне. Но и забыть про нее нельзя! Нельзя только потому, чтобы чтото подобное не случилось вновь с нами или с нашими детьми. Чтобы осознавать всю серьезность дела, надо знать, надо помнить. Чтобы знали – необходимо научить! С детского сада, со школьной скамьи дать информацию.
О чем говорят сегодня учителя с учениками в преддверии праздника Дня Победы? Я решил это узнать и отправился в свою родную школу. Возвращение сюда спустя несколько лет в сочетании с эмоциональностью темы для разговора волновало.
По словам учителя русского языка и литературы Натальи Анатольевны, современная программа отсеяла множество произведений о Великой Отечественной войне. Раньше в среднем блоке читали Константина Симонова «Сын артиллериста» очень эмоциональное произведение, «Сын полка» Валентина Катаева – сейчас этого нет. В седьмом классе сейчас изучается Шолохов «Судьба человека» и еще несколько стихотворений проходят.
В восьмом, девятом и десятом классах по программе нет ничего по теме Великой Отечественной. Только в одиннадцатом читаем лейтенантскую прозу, к примеру, Юрия Бондарева «Горячий снег». Но все это идет в сжатых рамках, только в обзоре.
Дети вообще очень мало знают о войне и порой уроки по изучению лейтенантской прозы превращаются в уроки истории. Приходится рассказывать, где были фронты, о приказе «Ни шагу назад…», потому что ничего не знают – все нужно рассказывать.
У каждого учителя есть право варьировать 15% учебной программы. Однажды задала прочитать шестиклассникам (ныне десятиклассники) «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. При всей политизированности этого произведения, оно настолько эмоциональное! Дети прочитали его с огромным удовольствием. После этого война, как событие, стала для них некой вехой в истории. Часто вспоминают и не жалеют, что прочитали.
Время сейчас слишком технократическое – все сокращается. Литература по расписанию 2 раза в неделю русская, 1 раз казахская. Больше дается времени на изучение физики, химии – точных наук.
В ПОСТУПКАХ
Однажды на классном часе общим мнением решили создать фонд для ветеранов ВОВ: раз в месяц каждый ученик откладывал по 200 тенге. Получается: один раз не купить «Сникерс» и «Колу» все согласились. А ко Дню Победы на эти деньги решили чтонибудь купить ветеранам, элементарно «продовольственную корзину».
Но в итоге столкнулись с рядом сложностей. Для того чтобы узнать имена воевавших, ребята позвонили в Совет ветеранов – информацию категорически отказались предоставлять! Сейчас ведь ветеранам дают квартиры, возникают большие подозрения. После трижды ходили в акимат, прежде чем в конце концов удалось узнать номера телефонов и адреса. Но на этом проблемы не закончились. Звоним, трубку берут дети или внуки и безапелляционно не соглашаются на то, чтобы школьники пришли и поздравили, говорят, мол, у нас все есть, ничего не надо. Сами ветераны тоже с недоверием к этому отнеслись. Пришлось брать в руки инициативу учителю, коекак нашли одну бабушку, которая согласилась.
В КИНО
Есть сказка такая: «Пойди туда не знаю куда, принеси то не знаю что». С подобной ситуацией сталкивается и подрастающее поколение. Дети мало знают о Великой Отечественной войне, потому что на нее не делается особый акцент. Для того чтобы прочитать или посмотреть чтото, выражаясь современным языком, нужен хороший PR, необходимо заинтересовать. Пусть сейчас стали меньше читать, но ведь не стали меньше смотреть фильмы, ходить в кинотеатры модно. Почему там так мало показывают картин про войну, особенно накануне 9 мая: на афишах ничего не заявлено.
Компетентное мнение
Роман Соколов, менеджер кинотеатра:
В 90е годы киноиндустрия пала. На постсоветском пространстве перестали снимать кино, не только о Великой Отечественной войне, а вообще. Позже конечно началось возрождение, но это начало ориентировалось на более актуальные и востребованные по тематике фильмы событий именно того времени. Большую популярность имели такие картины, как «Антикиллер». Хотя, конечно выпускались и фильмы о войне – «Звезда», например, но в широком прокате они не пользовались большим спросом, минуя кинотеатры, их сразу выпускали на кассетах и дисках.
Голливуд иногда чтото снимает на эту тему, но достаточно редко и со своим уклоном. Лет пять назад они показывали фильм про подводную лодку U581.
Казахстанский кинематограф обращается к этой теме тоже не часто. Последний на моей памяти фильм был осенью «Подарок Сталину», но это не совсем про войну, он больше про репрессированных в послевоенное время.
Последний российский фильм о Великой Отечественно войне «Мы из будущего», прошедший прошлым летом, на мой взгляд, очень хороший! В нем как раз показано то, как некоторые наши современники относятся к памяти тех, кто погиб тогда за Родину. Очень зрелищный, правильно снятый фильм, рассчитанный именно на молодого зрителя. Единственная проблема: по вине дистрибьютеров было недостаточно рекламы, возможно, поэтому не все о нем знали, не все, кто хотел, пришли, однако те, кто посмотрел, отзывались о нем очень тепло.
Сейчас началось новое возрождение киноиндустрии. К 9 мая этого года должен был снят фильм российского производства «Сердце врага». Эта картина готовилась к широкому прокату в кинотеатрах, но в связи с мировым экономическим кризисом заморожено множество кинопроектов и этот в том числе, премьеры пока не будет.
В позапрошлом году 9 мая мы приглашали желающих на сеансы тематического кино про Великую Отечественную войну, показывали старые любимые фильмы. Назвать этот эксперимент удачным, к сожалению, трудно. Возможно потому, что кинокартины не новые, их уже много раз видели, поэтому интереса особого они не вызвали. Пришли только школьники с подачи учителей. Обычных зрителей было очень мало.
Проблема на сегодняшний день в том, что сейчас нет правдивого кино о войне.
Однако ветераны и инвалиды могут посещать любые сеансы в кинотеатре бесплатно. Для пенсионеров существует 50 процентная скидка от общей стоимости билета.
В ИНТЕРНЕТЕ
Так или иначе 64 года, которые прошли со дня ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ, – это большой срок. К сожалению, новые ценности и псевдоориентиры несколько затмевают это событие на общем фоне картины под названием современная жизнь. Но то, чего нет на поверхности, можно с легкостью найти внутри, стоит лишь немного копнуть. Эксперимента ради обратимся к всемирной паутине и наберем: «Великая Отечественная война». Как результат множество толковых ссылок. По конкретно этому запросу, в основном, исторические материалы: энциклопедии, структурированные по разделам специализированные сайты.
Зная автора и название произведения художественной литературы, можно найти его и бесплатно скачать. Во всяком случае те, которые упомянуты ранее в данном материале, точно есть – проверено!
Есть и фильмотека с доступностью скачивания старых, всеми любимых фильмов: «В бой идут одни «старики», «А зори здесь тихие» и множество других.
В ФОТО
Раритетные фотохроники – это особый пласт исторического материала. Реальные фотоснимки, сделанные в то время, вызывают сильные эмоции и заставляют задуматься о многом. Лица солдат, утомленные женщины, голодные и испуганные глаза детей. Чернобелые фотографии, сделанные более полувека назад, позволяют прочувствовать страх, обиду, горечь – весь спектр эмоций, пропущенных через призму минувших лет. …Изменилась мода на одежду, другими стали слова в нашей сленговой речи, но истинные человеческие эмоции невозможно не распознать, не прочувствовать. Испокон веков возникали войны, начинавшиеся изза чегото материального, но в конечном итоге на первый план выходили духовные ценности. Целью победы становилась жизнь, свобода. Это забывать нельзя!
Игорь МОСУНОВ, Астана