Медиа-портал Caravan.kz предлагает вашему вниманию традиционный обзор казахскоязычной прессы.
Почему казахстанцы не знают ничего об "Алаш Орде" и геноциде своих предков
31 мая — День памяти жертв политических репрессий. Как известно, с 1937 по 1939 год большинство представителей казахской интеллигенции стали жертвами репрессий. Но, по словам Асхата КАСЕНГАЛИ, многие казахи даже не знают об этом дне, передает портал Аrhar.kz, ссылаясь на facebook-страницу самого автора.
«Многие люди, проезжающие мимо на своих машинах или проходящие пешком, задаются вопросом: «По какой причине здесь собрался весь этот народ?». Никто не знает, поскольку в стране никто не занимается правильной агитацией. Если бы 31 мая сделали выходным днем и объявили днем скорби, народ не был бы в неведении. Но у нас боятся слов «геноцид» и «Алаш». Говорят, что это лишь экономическая ошибка Советского Союза, хотя и это чистой воды ГЕНОЦИД», — считает Асхат КАСЕНГАЛИ.
Автор также приводит статистику историков о том, как по Союзу в 1927-1953 годах были репрессированы 60 миллионов человек, в том числе по Казахстану 103 тысячи человек. Из них 25 тысяч были расстреляны, 80 процентов из 631 расстрелянного были участниками "Алаш Орды". Кроме того, известно, что в 1911 году насчитывалось 8,5 миллиона казахов, из которых в середине ХХ века осталось только 2 с половиной миллиона.
Асхат КАСЕНГАЛИ также надеется, что когда-нибудь настанет день, когда мы очистим сознание от коммунистического мышления, сможем выделить отдельные дни жертвам голодомора и политических репрессий, в которые будет отдаваться дань памяти, прекратятся все увеселительные мероприятия, и вся страна сможет достойно почтить их трауром и минутой молчания.
Казахи из аулов страдают не от иностранцев, а от местных бизнесменов
Не так давно Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ заявил, что казахстанская земля иностранцам продаваться не будет. Но, по мнению автора публикации, на данный момент казахи из аулов больше страдают не от иностранцев, а от наших же своевольных предпринимателей, передает портал Аlashainasy.kz, ссылаясь на facebook-страницу Жолымбета МАКИША.
По словам Жолымбета, в аулах негде пасти скот. Всю землю выкупили предприниматели, словно земля досталась им в наследство. И если скот ступает на свое, казалось бы, привычное пастбище, его новоиспеченные хозяева земель просто запирают. А простой народ потом не может вызволить свой же скот. Раньше все эти земли были государственными, и народ мог без проблем пасти свой скот. А сейчас их просто присвоили непонятные люди наподобие Кулагина, Терещенко, Лужкова, которые просто прикарманили миллионы гектаров.
«И на данный момент остается непонятным, вернут ли все эти земли обратно народу?» — задается вопросом автор в конце публикации.
Как казахские женщины потеряли свободу из-за иранцев
На фоне не так давно появившихся вопросов о гендерном равенстве в Казахстане портал Qamshy.kz опубликовал статью, датированную 1918 годом, под авторством деятеля партии «Алаш» Сабита ДОНЕНТАЕВА.
В статье сказано о том, что лишь из свободной женщины может выйти выдающаяся личность, способная на большие деяния. Также заявляется и о независимости женского пола даже во времена самого рассвета ислама. Приводятся в пример жены Пророка, одна из которых вела свое личное предпринимательское дело в продовольствии, а вторая же была опорой и поддержкой для Пророка не только в домашних условиях, но и сопровождала его в военных походах и на полях сражений. А дочь имама Агзама Ханифа была настолько знаменитой ученой, что самого имама иной раз называли отцом Ханифы (Абу Ханиф).
«И разве то, что же жена Рашида-халифа Зубайда позаботилась о том, чтобы из Багдада провели арык к Мекке и Медине, не является показателем отношения ислама к женщинам?» — вопрошает автор.
Но, по мнению автора публикации, спустя время последователей Пророка не стало, и их узды переняли иранские халифаты, чьим нечистым намерениям было выгоднее держать женщин дюжинами в своих дворцах для утех, нежели даровать свободу.
В Казахстане предложили убрать депутатов, говорящих на русском языке
Депутат Гульжана КАРАГУСОВА не хочет разговаривать на казахском языке. Причиной тому послужили насмешки над ее уровнем владения казахским языком. Теперь же, ссылаясь на свое советское прошлое, она заявляет, что не намерена больше говорить на государственном языке, передает портал Аbai.kz.
При этом многие до сих пор помнят её рвение к изучению казахского языка. Несмотря на то что всю жизнь депутат думала и разговаривала лишь на русском, в возрасте 50 лет она все-таки начала его учить. Все это время общественность лишь поддерживает её начинание, ведь лучше говорить на казахском языке хоть как-то, чем никак. К слову, в парламенте достаточно других депутатов, которые казахский язык учить даже не собираются.
Среди парламентариев есть как минимум 30 имен, кто вовсе не владеет государственным языком. Хотя в прошлом году, когда первый Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручил правительству и парламенту говорить на казахском языке, мы увидели, что Наринэ МИКАЕЛЯН, Магеррам МАГГЕРАМОВ и Ирина УНЖАКОВА пусть и сломали язык, но разговаривали на казахском языке.
«А остальные? Когда они заговорят на государственном языке?» — задается вопросами автор материала.
И это несмотря на то, что в законе четко написано, что казахский язык является государственным. А если этого недостаточно, то в статье 4 Закона «О государственном языке Республики Казахстан» сказано:
«Государственным языком Республики Казахстан является казахский язык. Государственный язык — язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства».
Долгом каждого гражданина Республики Казахстан является владение государственным языком, что в свою очередь также служит важнейшим фактором консолидации народа Казахстана.
«А наши депутаты нагло заявляют, что не намерены говорить на государственном языке. Получается, законы страны не писаны для наших господ депутатов?» — вновь автор задается риторическими вопросами.
В 2018 году министр культуры и спорта РК сообщил, что 83,1 процента населения Казахстана свободно владеют казахским языком. Это факт. Это статистика. Общество стало казахским, а государство казахскоязычным. Казахский язык стал доминантным языком. Теперь настало время, чтобы депутаты этого государства научились говорить на казахском языке, ведь того требует аудитория.
«В этом году 28 лет нашей независимости. Для изучения английского языка нужно шесть месяцев, неужели для овладения казахским недостаточно 28 лет? Экзамен по государственному языку должен сдавать не только Президент страны, но и каждый должностной чиновник. И депутаты, не знающие и не говорящие на казахском, обязаны освободить свои кресла», — считает автор.