Опасная реальность - Караван
  • $ 530.12
  • 546.08
-1 °C
Алматы
2025 Год
19 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Опасная реальность

Опасная реальность

С начала года в Алматы произошло 111 чрезвычайных ситуаций, в которых погибло 54 и пострадало 183 человека. Читая страшные сводки ЧС, можно сделать вывод, что опасность подстерегает повсюду- на дорогах, тротуарах, рынках, в быту. И все же, каких-то нелепых происшествий можно избежать. В ходе «Прямой линии» наши читатели обозначили самые актуальные проблемы. Сотрудники департамента по ЧС по г. Алматы пообещали разобраться по всем жалобам и ответили на интересующие вопросы.

  • 1 Мая 2009
  • 2560
Фото - Caravan.kz

Дожди несут беду

— Меня зовут Айман. В связи с постоянными дождями, какая обстановка в горах Алматинского региона? Где может сойти сель или оползень?

Юрий Ильин: Обстановка в предгорной части пока стабильная, потому что интенсивного таяния снегов на высоте более 2000 метров не наблюдается. Гораздо большую угрозу для города представляют мореные озера, но они еще находятся в состоянии ледостава, поэтому сель нам пока не грозит. На среднегорье возможны дождевые паводки. Когда появляется такая угроза, мы получаем штормовое предупреждение о повышении уровня воды в реках, протекающих по территории Алматы, и сразу оповещаем все службы, акиматы. Поэтому к прогнозам чрезвычайных служб надо прислушиваться. Ну и избегать посещения опасных участков.

— Как в городе буря, ливень — так падают деревья. Вроде бы есть служба «Зеленстрой», почему она не следит за этим?

Юрий Ильин: Такие проблемы, в основном, со старыми деревьями. За деревья у нас отвечает « Зеленстрой» и службы благоустройства. Разрешение на спил аварийных деревьев дает управление экологии. В этом году уже были случаи повреждения припаркованных автомобилей. И , что гораздо серьезней- у некоторых районах есть угроза повреждения деревьями системы газообеспечения.

Землетрясение: на помощь особенно не рассчитывайте!

-19 апреля в Алматы ощущались подземные толчки. Я слышал, в старых домах появились трещины. Расскажите, насколько город готов к возможному удару стихии?

Юрий Ильин: Сообщений о трещинах к нам не поступало. Но проблема подготовленности Алматы к разрушительному землетрясению очень актуальна, ведь мы живем в сейсмоопасном регионе. Обучение на предприятиях, в организациях, школах, вузах должно проводиться постоянно – все горожане должны знать, как вести себя в таких случаях.

В целом, подготовка города — очень дорогостоящее мероприятие, связанное с приобретением и закладкой необходимого имущества для региона, в котором может произойти землетрясение. В структуре министерства по чрезвычайным ситуациям есть комитет по госматрезерву. Они закупают палатки, спальные мешки, раскладушки, печи, закладывают и обновляют запас продовольствия. Из местного бюджета были выделены деньги на покупку палаточного городка на 14 тысяч человек.

По нашей методике расчета, число оставшихся без крова, погибших и раненных при разрушительном землетрясении в Алматы может составить до 500 тысяч человек. Поэтому, запас палаток, которым мы располагаем, недостаточен. Дополнительно предусмотрена плановая эвакуация людей в другие регионы Казахстана.

— А сколько в городе спецтехники, которая должна расчищать завалы?

— На учете по линии технического надзора находятся все подъемные механизмы — стационарные , передвижные краны, а также тяжелая техника –экскаваторы, бульдозеры, самосвалы. Мировая практика показывает: при катастрофическом землетрясении в первые дни не приходится рассчитывать на силы и средства, которые находятся в эпицентре землетрясения. Срабатывает психологический фактор: у бульдозериста или крановщика имеются родственники, которые могут остаться под завалами… В связи с этим разработана группировка сил и средств, которые будут прибывать из ближайших регионов своим ходом или железнодорожным, воздушным транспортом.

Также имеется план взаимодействия с Кыргызстаном — их воздушные суда будут использоваться для доставки первых аварийно-спасательных, медицинских подразделений. Аналогично, Алматы может оказывать помощь другим регионам – есть соглашения с другими странами о взаимном оказании помощи.

— Как будут задействованы уцелевшие здания школ, детских садов?

— Все зависит от того, где будет находиться эпицентр землетрясения, какова будет сила подземных толчков, от состояния зданий. Поэтому проводится работа по сейсмоусилению объектов образования и здравоохранения. Предполагается на их базе развернуть пункты сбора оставшегося без крова и пункты сбора санитарных потерь.

К сожалению, программа по сейсмоусилению не укладывается в намеченные сроки. И пока сейсмоусилено около 60 процентов зданий.

— У меня еще вопрос: предусмотрена ли резервная связь, как люди будут находить друг друга?

— Обычно в эпицентре землетрясения на насколько дней прекращается электроснабжение, выходят из строя системы телекоммуникаций. Японские коллеги советуют в таких ситуациях в каждом КСК, жилом доме вывешивать плакаты, где оставшиеся в живых могли бы оставить информацию о себе — в каком они состоянии, где будут находиться. Предполагается в пунктах сбора оставшихся без крова развернуть подразделения связи и оповещения — там будет работать телеграф, спутниковый терминал для оповещения родных из других регионов.

Зона риска — барахолка

— Месяца два назад в башнях-близнецах на Джандосова — Сатпаева произошел пожар. Слышала, пожарные обнаружили в зданиях кучу нарушений. Интересно, какая там сейчас ситуация?

Арман Иманбаев: Пока здание не принято в эксплуатацию противопожарной службой и департаментом по чрезвычайным ситуациям Алматы, до полного устранения всех нарушений.

— Я пенсионер, строю дом. Хотелось бы услышать мнение пожарных – какие есть средства для предотвращения пожаров? Чем можно пропитать, к примеру, дерево?

Арман Иманбаев: В Алматы работают фирмы, которые занимаются установкой пожарных сигнализаций, обработкой деревянных конструкций, у них имеется лицензия. Мы не даем каких-либо рекомендаций, потому что потребитель самостоятельно определяется с фирмой по цене, обслуживанию. После заключения договора с фирмой вся документация предоставляется клиенту, то есть, за проведенную работу они несут ответственность.

— Хотелось бы знать: сколько на весь город пожарных частей и машин? Почему пожарные машины едут долго, приезжают без воды, с порванными шлангами? Почему для города не строят новые пожарные части?

Арман Иманбаев: В Алматы 13 пожарных частей, каждые сутки в боевой расчет заступает 120 человек. По фактам прибытия пожарных машин на пожар с пустыми баками, я бы попросил более точно указать дату время, мы разберемся. То, что рвутся пожарные рукава — это рабочая обстановка, нет ничего вечного.

В целом, на сегодняшний день по городу не хватает минимум десять пожарных частей. В ближайшее время запланировано строительство трех частей- «Шымбулак», «Медео» и «Трамплин».

Что касается опоздания, то в час пик с проблемой пробок и заторов на дорогах сталкиваются все службы экстренного реагирования. .

Юрий Ильин: Есть еще одна проблема. Многие районы Алматы – маловодные. Это нижняя часть города и присоединенные поселки. А также Северное кольцо, центральная барахолка. Единицы руководителей рынков идут на то чтобы сделать свою работу безопасной, а пожарные гидранты и водоемы можно пересчитать по пальцам.

Вот недавно горел рынок «Барыс». В 2007 до объявленного моратория его проверяли , было выдано предписание на устранение нарушений, но многие пункты остались невыполненными. Сейчас будет приниматься другая мера по отношению к руководителям, вплоть до приостановления деятельности рынков.

Мы уже останавливали работу нескольких рынков, пока они не установили систему обнаружения пожара, пожарную сигнализацию, емкости для воды.

Экономия на безопасности

— Я – аллергик, живу в районе кондитерской фабрики Алматы. Сладкий конфетный запах, распространяющийся на десятки метров, у меня вызывает сразу приступы кашля, першение в горле. Кто-нибудь контролирует уровень запаха на улице?

Мурат Боранбеков: Раньше эта фабрика относилась к химически опасным объектам, потому что, для работы холодильных установок использовался аммиак. Затем фабрика перешла на фреон, поэтому из перечня опасных объектов ее исключили. Что касается запаха, то допустимые нормы существуют, этим должно заниматься управление экологии и санэпидслужба.

Юрий Ильин: Есть закон обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, за причинение вреда третьим лицам. Все химические объекты, которые есть в городе, попадают под этот закон, и у них есть страховка.

— В условиях кризиса все экономят. Какая сейчас ситуация складывается на промышленных производствах?

Мурат Боранбеков: Многие предприятия работают на 50 процентов, так как спроса, сбыта продукции нет. Повсюду идет сокращение штата. Деньги, которые закладывались на вопрос охраны труда и техники безопасности, тоже урезали.

В 2009 году по линии промышленной безопасности мы наложили штрафы на сумму на 1 800 000 тенге, а по части пожарной безопасности- еще больше. Основные нарушения- несвоевременное обучение персонала, обследование грузоподъемных механизмов, металлоконструкций

Руководители платят штраф, для них разрабатываются мероприятия по устранению всех нарушений. Но у нас возникает проблема с повторной проверкой — мы снова должны ее зарегистрировать в прокуратуре.

Корр: Как защищены предприятия, имеющие ядовитые вещества, на случай аварийного отключения света или землетрясения? Возможна ли кража, утечка ядовитых веществ?

Мурат Боранбеков: Такие ситуации, как две недели назад, когда Алматы погрузился во мрак, не представляют, угрозу химически опасным объектам , потому что срабатывает автоматическая система блокировки оборудования, отключается автоматика.

Дополнительно химически опасные объекты должны иметь свою аварийно-спасательную команду, на случай аварии, или же заключить договор со специализированной службой, которая имеет лицензию на проведение этих работ.

На случай землетрясения происходит отключение автоматики, затем — возвратный цикл в емкости для хранения сильнодействующих ядовитых веществ.

В данное время у нас 11 предприятий, использующих в своем производстве сильнодействующие ядовитые вещества, в основном это хлор, его применяет горводоканал.

Взрывоопасный общепит

— Вас беспокоит Светлана Потаповна Сидорчук, я живу в микрорайоне «Аксай-4», по улице Саина . Рядом с нами есть кулинарный цех и сауна, в подвале девятиэтажного жилого дома. Я часто вижу, как подъезжает машина с газовыми баллонами. Пожалуйста, разберитесь.

Мурат Боранбеков: Мы обязательно разберемся по вашей жалобе.

— А какая сейчас ситуация в городских кафе после того страшного взрыва в кафе «Рустем»?

Мурат Боранбеков: В Алматы более 690 кафе и ресторанов. Сотрудники управления противопожарного контроля и промбезопасности департамента проверили 693 объекта, из них 297 незаконно использовали сжиженный газ. 215 человек привлечено к административной ответственности. 123 исковых заявления подано в суд, из них 67 удовлетворено. Жалобы и звонки продолжаются. После взрыва в кафе «Рустем» мы рассмотрели 581 жалобу. Но пока наши сотрудники оформят проверку через прокуратуру, теряется время, и зачастую, предприниматели, уже вывозят баллоны.

Корр: Допустим, суд вынес решение о приостановлении деятельности кафе. Кто должен следить за тем выполняется ли решение суда?

— Судоисполнители, администраторы судов.

Корр: По решению суда закрыли хотя бы одно кафе?

Мурат Боранбеков: 67 исковых заявлений было удовлетворено. Когда решение суда вступает в законную силу, как правило, хозяин кафе приводит все в порядок на определенный период, а потом опять использует баллоны с газом..

В советское время при местных исполнительных органах была газотехническая инспекция. Она отслеживала использование именно сжиженного газа в быту и коммунально- бытовом секторе. Но потом ее упразднили, сжиженный газ остался без контроля. Есть распоряжение премьер-министра о создании при акиматах газотехнических инспекций, но эта работа продвигается медленно. При департаменте у нас всего шесть инспекторов, и они следят за использованием природного сжиженного газа на предприятиях.

Шутки стоимостью сотни тысяч тенге

— В этом году газета писала о нескольких случаях «заминирования» различных зданий Алматы. Это что — новое развлечение молодежи?

Юрий Ильин: По сравнению с 2008 годом, идет снижение количества подобных сообщений. Помню, лет шесть-семь назад, ежегодно поступало более 200 звонков по поводу «заминирования», нахождения на улицах боеприпасов. Тогда дети активно практиковали срыв уроков и экзаменов. Полицейские провели с родителями, детьми воспитательную работу, разъяснили законодательство, что, в любом случае, это уголовно наказуемое деяние, за это предусмотрена административная ответственность — до 500 месячных расчетных показателей, в зависимости от причиненного ущерба. Кроме того, все звонки, поступающие на телефоны служб экстренного реагирования, записываются, определяются номера телефона и уже есть случаи , когда шутников наказывали.

Подготовила Елена Коэмец, Тахир Сасыков, фото