Но главы пяти “аральских” государств, наоборот, объединились в рамках Международного фонда спасения Арала.
На днях они снова соберутся в Алматы. Правда, ходят слухи, что этот саммит будет закрытым. Неужели ситуация вокруг Арала обострилась?
– Решение о том, закрытый будет саммит или открытый, принимает Президент, но мы о таком решении не слышали. Все вопросы будут обсуждаться открыто. Ведь Аральское море – проблема не только пяти государств, это проблема всего мира, – развеял слухи исполнительный директор Международного фонда спасения Арала в Казахстане Алмабек Нурушев. – Международный фонд спасения Арала по очереди базируется в разных странах, в следующие три года он будет работать у нас в Казахстане. Поэтому саммит будет проходить в Алматы. На нем будут решаться некоторые организационные вопросы. К сожалению, до сих пор у нас не функционирует общий фонд, а значит, нет средств на совместное решение проблемных вопросов Арала. На саммите будет обсуждаться, что же сделано за 15 прошедших лет. С каждым годом ситуация вокруг Арала набирает негативную силу, мы не успеваем решать важные вопросы, они копятся. Главная задача – чтобы мировое сообщество знало, что происходит на Арале.
Довольны не все
На одном из форумов фонда прозвучала идея о том, что именно Казахстан может спасти Аральское море. Речь шла о строительстве дамбы, которая разделила Арал на две части, одной из них, как говорят иностранные журналисты – казахской, даровав жизнь, а другую, узбекскую, обрекла на вымирание.
– Недовольство такой ситуацией есть. Но вопрос о строительстве перемычки на Арале был согласован еще в 1994 году, – говорит Алмабек Нурушев. – Решение было подписано президентами всех пяти стран. Мы действовали в рамках согласованных программ.
Идут разговоры о том, что с каждым годом высыхающая часть Арала все больше обостряет отношения между государствами региона. Но в Международном фонде по спасению Арала считают, что напряженными назвать отношения между нашими странами нельзя.
Соседи должны договориться
А раз все заинтересованы в решении вопроса, то проекты должны согласовываться между государствами. И по традиции верхний сосед должен договориться с нижним.
Как известно, Казахстану досталась самая сложная роль в вопросе водопользования. Мы являемся последним звеном в водной цепочке, как говорят эксперты, находимся в самом конце рек. И зависим от всех верхних соседей. Попытки договориться предпринимаются с того самого момента, как государства обрели независимость, но они не всегда успешны.
– С развалом Советского Союза тот порядок вододеления, который был установлен, перестал работать. Каждое государство защищает свои интересы. Ведь не скажешь тем же киргизам, чтобы они не вырабатывали электроэнергию! – говорит Алмабек Нурушев.
Арал обеспечивают водой две реки – Сырдарья и Амударья, хотя из Амударьи мало что попадает в море. Сырдарья практически одна питает Арал, но на этой реке стоят четыре государства! У каждого свои нужды и потребности. И нужно сообща решать, как снижать потери воды, сокращать водоемкие культуры.
Как утверждают ученые, возрождение моря – дело не только пяти наших стран, но и всего мира. Чтобы осилить проекты по спасению Арала, нужны крупные финансовые доноры.
– Вы посмотрите, какие проекты в мире делают! – говорит Аманбек Нурушев. – Под Ла-Маншем прокопали туннель, японцы строят километры водопроводов между островами. Есть и у нас идеи. Например, подпитывать Арал водами Иртыша или протянуть канал из Каспия. Фонд был создан с надеждой, что мир будет помогать нам. Мы надеялись, что придут спонсоры, доноры, и это позволит реализовывать крупные проекты. Ведь наша головная боль может завтра стать головной болью всего мира. Соли с Арала оседают на Гималаях и Скандинавских горах… А что будет, если Арал вообще исчезнет? Никто не может сказать, как из-за этого может измениться климат на планете…
Александра МЫСКИНА