Режиссер: Джон Патрик Шенли.
В ролях: Мерил Стрип, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Виола Дэвис, Джозеф Фостер, Ллойд Клэй Браун.
В 2005 году известный американский сценарист и обладатель “Оскара”-1988 за сценарий к ленте “Власть луны” Джон Патрик Шенли получил массу премий, в том числе Пулитцеровскую, за свою пьесу “Сомнение”. Три года спустя Шенли взялся за экранизацию “Сомнения”, притом что в режиссуре он являлся дебютантом. Однако фильм, без сомнения, получился. 5 номинаций на “Оскар”, и, не могу утверждать, что уникальный, но точно из ряда вон выходящий случай: были номинированы все актеры, имеющие в “Сомнении” хоть сколько-нибудь большие роли. С точки зрения актерских работ это действительно исключительный фильм.
…1964 год, Нью-Йорк, район Бронкс. В католической школе директорствует сестра Алоизия (Стрип) – ее боятся не только ученики и ученицы, но и их родители и даже другие учителя в рясах и сутанах. И быть диктату сестры Алоизии абсолютным, если бы не отец Флинн (Хоффман). Дело в том, что отец Флинн, настоятель местной церкви, в церковной иерархии стоит выше сестры Алоизии, но, как один из учителей, не может от нее не зависеть. Директрисе и монашке в отце Флинне не нравится все: длинные щегольские ногти, любовь к сладкому, желание сделать церковь ближе к людям, содержание проповедей, в конце концов! Поэтому, когда сестра Джеймс (Адамс) сообщает, что у нее есть подозрение о не совсем приличных взаимоотношениях отца Флинна с темнокожим мальчиком Дональдом Миллером, у сестры Алоизии даже при отсутствии фактов нет сомнений: “Виновен!”.
Из пяти номинаций “Сомнения” на “Оскар” четыре, как уже было сказано, достались актерам: помимо Мерил Стрип, Филипа Сеймура Хоффмана и Эми Адамс, номинировали еще Виолу Дэвис, она сыграла мать Дональда Миллера, причем появляется только в одной сцене – длинного разговора с сестрой Алоизией. Пятой номинации удостоился сам Шенли – как сценарист. Не знаю, насколько справедливо то, что никто статуэтки так и не удостоился, но вот если бы присуждали “Оскар” за актерский ансамбль, он бы совершенно точно достался “Сомнению”.
В этом фильме вообще нет динамики в общепринятом понимании. Действие движется неспешно и не выходит за рамки церкви и школы при ней. Лишь дважды, в самом начале и упомянутом уже разговоре сестры Алоизии и миссис Миллер, мы видим окружающий мир. Все держитcя на актерах, а вернее, на связках актеров. Адамс – Стрип, Адамс – Хоффман, Стрип – Дэвис и, конечно же, самый блестящий дуэт Стрип – Хоффман. Две сцены их прямого противостояния – одна тактически-холодная, другая эмоционально-взрывная – компенсируют отсутствие динамизма. При этом фильм смотрится, не могу сказать “на одном дыхании”, но легко. И тут вновь не обойтись без комплиментов актерам.
А вот про режиссуру то же сказать не получится. Шенли получил возможность реализовать мечту многих авторов – самому переложить свое произведение на киноязык. Сделал он это очень старательно, незанудно, но шаблонно. Своих находок у него нет, а используемые приемы, особенно в плане передачи напряжения, использованы уже не раз. Когда атмосфера в кабинете директора накаляется, лопаются лампочки; когда разговор становится дуэлью, ее характер подчеркивает взрывающий мозг звонок телефона, до которого никому нет дела, и т.д.
Ну, и хорош финал. Разумеется, главная интрига фильма: виновен ли отец Флинн в весьма распространенном у католических священников грешке? Ответ я вам не скажу, по одной простой причине – я и сам не знаю. Можно быть уверенным в вине отца Флинна или в его невиновности, а можно подвергнуть и то и другое сомнению. Иногда это очень полезно.
Оценка зрителей на сайте www.imdb.eom (Internet Movie Database) – 7,8
из 10.
Оценка автора – 8,5 из 10.
Интересный факт
Роль миссис Миллер хотела получить известная телеведущая Опра Уинфри, но режиссер не пожелал даже дать ей шанс на пробах. А вот Натали Портман сама отказалась от роли сестры Джеймс.
Дмитрий МОСТОВОЙ