За режиссуру вновь взялся Дмитрий Скирта, и получилось у него даже лучше, чем в случае с дебютом.
Год назад репертуар ТЮЗа пополнила “Утиная охота” Александра Вампилова (см. “Ожидание выстрела” – № 15 от 11 апреля 2008 года), поставленная тем же Скиртой. Теперь Дмитрий взялся за еще более известный (по крайней мере, в мире) материал – “Гарольд и Мод” Колина Хиггинса, текст, претерпевший немало экранизаций (классическая – голливудская 1971 года) и постановок, а в пьесу переработанный известным французским автором Жан-Клодом Каррьером, он же, кстати, занимался сценарием недавней казахфильмовской картины “Улжан”.
“Гарольд и Мод” – это история случайной встречи и необыкновенных взаимоотношений сумасбродной на первый взгляд старушки и юноши, пытающегося инсценировками самоубийств то ли привлечь внимание окружающих, то ли выразить свой протест этому миру. Из использованных способов мнимого суицида, которые находчиво и зрелищно отражены на сцене, можно составить отдельную галерею забавных случаев. Но напугать своими проделками Гарольд может разве что сватаемых ему клиенток брачных агентств – мать, желающую женить сына, на это уже не купишь. И непонятно, что расстраивает юношу больше: отсутствие эффекта или нужной реакции матери?
Роль Мод в тюзовском спектакле играет Татьяна Тарская. Играет блистательно, легко и захватывающе. Ее обаянию невозможно не поддаться. Невозможно сердиться на ее проделки (если вы, конечно, не строгий полицейский) и не поддаться участию в ее шалостях вроде дачи вольной тюленю из зоопарка. В чем-то мировоззрение Мод сходно с позицией героя недавнего “лермонтовского” спектакля “Я не Раппапорт” – Ната. С той лишь разницей, что Нат вел войну против этого мира, а Мод просто живет. Живет так, как хочет. И будет жить, сколько ей отпущено.
На фоне изумительнейшей Тарской ее партнер, исполнитель роли Гарольда Евгений Дубовик, выглядит как карлик супротив титана. Героиня есть, а героя нет – и это главная проблема спектакля. Зато есть большое количество прекрасных небольших ролей (Наталья Бардина – мать Гарольда, Игорь Ермашов – отец Финнеган) и совсем уж эпизодиков, но ярких и сочных (Евгений Ефремов, Елена Гудова, Галина Табала). И что совсем редкость для отечественного театра – в отдельных сценах визуально наслаждаешься предложенной картинкой, как, например, в сцене похорон, предшествующей знакомству героев, и в финале. Что интересно, финал Евгению Дубовику удался. Раскачаться, разойтись, не умирать понарошку, а жить, жить, жить, как жила эта удивительная женщина – Мод.
Дмитрий МОСТОВОЙ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)