У нас честным быть невыгодно! - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
У нас честным быть невыгодно!

У нас честным быть невыгодно!

Президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Савченко считает, что ни один закон не сможет защитить человека, если он сам своих прав не знает.

  • 10 Апреля 2009
  • 1204
Фото - Caravan.kz

– Светлана Юрьевна, как изменится закон о защите прав потребителей?

– Верите или нет, но, несмотря на мое активное участие в обсуждении проекта закона, отстаивание многих статей, в последнюю редакцию нового закона они не вошли. Для меня это было настоящим шоком!

– Но говорят, что новый закон будет действительно защищать права потребителей и наказывать недобросовестных предпринимателей?

– Сегодня все понимают: без грамотного потребителя, который делает осознанный выбор, мы не сможем организовать цивилизованный рынок товаров и услуг. К каждому предпринимателю невозможно приставить проверяющего, хотя они и кричат на каждом углу, что у них 63 контролирующих органа. Но, извините, то, что они творят на нашем рынке, – это настоящий шок! Мы вместе с журналистами делали исследования продуктов, товаров и услуг, результаты просто ужасают! Очень много зараженных продуктов. Например, кишечной палочкой были заражены некоторые кисломолочные напитки – а ведь это продукция, расфасованная в бутылки производителем!

Порой проверяемая нами продукция оказывалась… обыкновенной подделкой, непонятно кем произведенной и непонятно откуда привезенной. Речь идет о стиральных порошках, моющих средствах, конфетах, соках, даже хлебе – практически все подделывается!

– Где предприниматели берут подделки?

– Мы не можем найти, кто это делает и как завозит. Доказать невозможно. Непонятно, к кому претензии предъявлять. Поэтому я хотела бы обратиться к нашим предпринимателям, которые продают все это: а вы не задумывались, что вы – тоже потребители? Вы думаете, что свою семью, детей или родителей сможете оградить от некачественного товара или услуг?

– И что же делать – только взывать к совести продавцов и производителей?

– Сегодня у тех, кто работает в сфере защиты прав потребителей, честно говоря, руки опускаются. В нашем государстве предпринимателю просто невыгодно быть честным. Зачем ему быть хорошим, если потребитель – невежа? Если он не понимает, что покупает? В Китае после того как обнаружили меланин в детском питании, предпринимателя просто расстреляли. У нас же отравили сальмонеллезом несколько десятков человек – и ничего!

У нас нет государственной политики в сфере защиты прав потребителей. Когда говорят о поддержке предпринимателей, то задаешься вопросом: а может лучше поддержать потребителей?

– Неужели все так плохо?

– Вот смотрите: президентская премия в области качества была присуждена лишь двум пивным компаниям. Это значит, что у нас в Казахстане больше ничего нет? Это же показатель! Ведь никто не задумывается, почему у нас каждый третий ребенок сколиозом страдает, каждый четвертый – плоскостопием? А потому что парты, за которыми дети в школе сидят, – китайские, у них стандарты другие, рост другой, а обувь мы тоже носим китайскую, она без супинатора. А потом из этих детей вырастет нация нетрудоспособных людей.

Во всем мире права потребителя – это права №1. Потому что это мы платим деньги, мы содержим государство, а значит потребитель – король рынка и король страны. У нас пока в королях – бизнесмены…

Жанар КАНАФИНА