Соберемся в чайхане, делимся новостями:
– А я докторскую защитила!
– Я учебник написала!
– Меня на работу (название крутой фирмы) берут.
Ну здорово. Наш маленький кружок школьных отличниц вырос в ячейку успешных женщин.
– А я маленького жду! – смеется Ляззат.
И все с нотками зависти, изумления и восхищения произносят:
– Ого-о-о…
Действительно, “ого”, в сорок-то четыре года. И это лучше, чем докторская, учебник и работа в крутой фирме, вместе взятые и умноженные на десять.
А на последний сабантуйчик в чайхане эта наша прекрасная мама пришла с таким шикарным душистым караваем, что мы и вовсе забыли, чем хвастались последние 15 минут.
– Да-а-а, – вздохнула я, втягивая носом божественный запах домашнего хлеба. – А у меня на даче духовки нет (я летом, как все нормальные писатели, на даче живу).
– А зачем тебе духовка? Ты, что, до сих пор не знаешь, как пекут настоящий казахский хлеб? – удивилась Ляззат. Мы хлеба горбушку – и ту пополам
– Баурсаки жарить умею, куймак по утрам творю, а хлеб…
А чтобы приготовить хлеб пастухов по старинному рецепту, нужны-то, как оказалось, казан и костер. Еще большая миска творить тесто и пиала – отмерять ингредиенты.
Делюсь рецептом от Ляззат. Взять две с половиной пиалы муки, примерно половину чайной ложки сухих дрожжей, соли по вкусу, пиалу молока. Из всего этого замешивается некрутое тесто. Теперь его надо оставить подходить в теплом месте на несколько часов, периодически “подбивая”.
– Два раза поднялось, на третий уже не опускаем, – рассказывает Ляззат. – Теперь идем во двор, разводим из сухого дерева костер, пускай прогорит до состояния “красных углей”.
А пока идем обратно на кухню, находим добротный чугунный казан, смазываем его маслом и по всей стенке казана распределяем тесто для нашего хлеба. Тесто должно прилегать плотно, поэтому старайтесь, работайте пальцами. Наколите, как закончите, тесто в десяти местах вилкой, берите казан и идите с ним во двор.
Угли надо разгрести так, чтобы они не лежали горкой, жар был ровный, и дальше просто перевернуть на них казан.
– Хлеб будет в нем выпекаться, как в тандыре, минут 20–25, – пояснила Ляззат. – Как почувствуете запах печеного, можете, кстати, поставить казан на угли в нормальное положение, как на плиту, прикрыть его крышкой и так допечь хлеб. Он будет с идеальной корочкой с обеих сторон.
На даче я не могла дождаться субботы, когда в работе появится “окно”, чтобы соорудить свой хлеб. С утра тесто поставила и для костра самые сухие поленья выбрала, но тут не оказалось на месте казана, и куда он запропастился, домашние не знали.
Глотая от досады слезы, звоню, чтобы пожаловаться на “засаду”, Ляззат.
– А сковородок пара штук старинных у тебя на даче есть? – спрашивает она.
– Есть две допотопные “чугунки”, – докладываю я. – Одна глубокая, другая помельче, диаметром почти одинаковые.
– Раскладываешь тесто в одну смазанную маслом сковороду, накрываешь другой, ставишь эту конструкцию на угли и печешь хлеб то на одной стороне, то на другой, минут 25.
Так и сделали, правда, трудновато оказалось с непривычки вертеть сковородки над углями, чтобы хлеб пропекся с двух сторон. Но результат того стоил – каравай получился сказочным.
КЫЗЫЛОРДА