Если о выдающемся казахстанском скрипаче Марате Бисенгалиеве все мы что-то знаем или слышали, то о Карле Дженкинсе у нас имеют представление только профессионалы. Начав карьеру как джазовый музыкант и аранжировщик, он постепенно пришел к тому, что стал писать музыку и для симфонического состава. Пожалуй, самым известным творением Дженкинса является кроссовер-проект Adiemus, где он “сплавлял” голоса и инструменты разных народов. Несколько лет назад Adiemus звучал и у нас. Тогда и состоялось знакомство Казахстана и Карла.
Спустя время композитор написал сюиту “Тлеп”, отчасти основанную на казахских мелодиях. К ее появлению был причастен казахстанский меценат Сапар Искаков, потомок исполнителя на кобызе Тлепа Аспантай-улы, заказавший произведение Дженкинсу. Кстати, недавно в ГАТОБе состоялась премьера балета “Тлеп и Сары кыз”, музыку к которому Искаков попросил написать казахстанца Алмаса Серкебаева, живущего в США (см. №6 от 30 января).
А 24 марта алматинцы стали свидетелями появления новой серии в повествовании о Тлепе и его близких. Написанный Дженкинсом “под Бисенгалиева” (и, судя по виртуозной партии скрипки, при его участии) концерт “Сары кыз” получил такое название в честь возлюбленной кобызиста. Алматинская публика неоднозначно восприняла новинку. При всей виртуозности солиста Бисенгалиева исходный материал был далек от того, что знатоки привыкли понимать под классическими концертами. Однако президент фестиваля “Дипломатия звезд” Нургуль Тулеуова не видит в этом особых проблем. По ее мнению, от современных композиторов не стоит все время ждать каких-то серьезных, монументальных произведений, поэтому такой концерт имеет право на существование. Тем более что благодаря ему казахская музыка может звучать в разных странах.
И действительно, алматинцы не первыми услышали “Сары кыз”. Премьера состоялась в начале года в Нью-Йорке, а после звучала в Мумбаи, где Бисенгалиев возглавляет первый профессиональный симфонический оркестр Индии. К слову, в обоих случаях скрипача вызывали на поклон неоднократно, чего не наблюдалось в родном Алматы.
“Сары кыз” занял примерно четверть программы алматинского концерта. Кроме него в первом отделении прозвучало другое произведение Дженкинса – “Палладио”. За пультом Государственного академического симфонического оркестра РК весь вечер стоял молодой дирижер Арман Уразгалиев. Во второй части вечера коллектив под его началом исполнил произведения казахстанских композиторов Актоты Раимкуловой и Алмаса Серкебаева, снискавшие гораздо больше аплодисментов в отличие от иностранных работ.
Началось же второе отделение с произведения другого британца – “Зере”. Написал его тот же человек, что и делал звуковую дорожку к пресловутому фильму о Борате, а именно: Эрран Барон Коэн – родной брат известного британского комика. После концерта Бисенгалиев признался, что не был уверен, что исполнение “Зере” пройдет в Алматы гладко, и потому не стал указывать его в программках. Скрипач решился включить “Зере” в концерт в последний момент, исполнив к тому же только первую часть сюиты. Что ж, будем ждать полноценной премьеры, тем более что в Лондоне это произведение услышали еще два года назад.
Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)