К своему 15-летию российская национальная театральная премия и фестиваль “Золотая маска” обзавелись внеконкурсной программой – “Маска плюс”. О выступлении в Первопрестольной актюбинского театра “Алакай” мы рассказали в прошлом номере (см. “Маска плюс Казахстан”). “Артишокам” пришлось сложнее: и спектаклей они привезли больше, и московской публике уже были знакомы по “Back In The USSR”, а значит, и внимание – пристальнее.
Неприятности для алматинцев начались уже в родном аэропорту: случайно разбился аквариум из реквизита “Гагарина”, а по прилете обнаружилось, что из-за растянувшихся праздников возникли проблемы с растаможкой декораций для “Клоунов”. И если аквариум нужной формы и размера не без труда, но нашли в Москве, то нервотрепка с декорациями продолжалась вплоть до позднего вечера 12 марта, а ведь на следующий день “Клоунов” надо было показывать зрителям и критикам.
К слову, московская критика восприняла творчество “АРТиШОКа” более чем неоднозначно, особенно досталось “Гагарину”. На то есть, как водится, объективные и субъективные причины.
“АРТиШОКу” пришлось играть на незнакомой, а главное, совершенно отличной от их уютного подвальчика сцене. И на большой площадке аура спектакля подрастерялась, пропала его камерность. Другим был и зал, а, учитывая, что “Гагарин” – постановка интерактивная, это имеет немаловажное значение.
Пожалуй, одну ошибку алматинцы совершили сами. На “Гагарина” пришли артисты театра “Алакай” – раньше коллеги знакомы не были. И в упомянутом выше интерактиве “артишоки”, видимо, из чувства уважения к соотечественникам, задействовали актюбинцев. В итоге в редкой московской рецензии не отметили, что-де, ай-яй-яй, в спектакле используют подсадных и подставных, хотя актеры “Алакая” в тот момент были такими же зрителями.
Ну и, наконец, “АРТиШОКу” в какой-то мере не повезло с тем, что в прошлом году в России и Венеции прогремел “Бумажный солдат” Алексея Германа-младшего (см. “Космос и предчувствие” – №49 от 5 декабря 2008 года). Алматинцев беспрестанно спрашивали, видели ли они фильм, проводили ли параллели и сравнения, притом что даже вторая редакция “Гагарина” вышла на год раньше картины Германа-младшего.
Зато публика устроила алматинцам овацию – на поклон выходили шесть раз. И пусть многие критики остались недовольны – правда, большинство из них дальше описания увиденного и выражения неприятия к этому пойти не смогли.
Дмитрий МОСТОВОЙ, Москва, фото автора