Унижением для себя они считают те вопросы, которые подготовили министерские чиновники.
– Я учитель химии I категории, хотела бы получить высшую. Как и все учителя, прошла пробное тестирование. При всем моем уважении к высокопоставленным чиновникам от образования я была разочарована качеством вопросов для столь важного мероприятия, – говорит учитель химии и биологии средней школы им. Крупской Урджарского района ВКО Бахытгуль Жаксылыкова. – К примеру, в варианте под номером 4240, в вопросе под номером 35 химическая формула в уравнении написана неверно. Допустим, это опечатка. Однако правильного ответа не было предусмотрено ни в одном из предложенных вариантов! К сожалению, подобных примеров немало. И не только по химии…
То ли ваза, то ли голова
Заслуженный учитель из Павлодара Давид Ганелин отказался проходить пробное тестирование. Но с вопросами ознакомился и сделал вывод: “Составляли их не иначе как сомалийские пираты”.
– Например, вопрос по психологии №725: “Меланхолик в переводе с греческого означает…”. И ответ – “черная желчь!”. Но если уж говорить корректно, то “черная желчь” в переводе – меланхолия. А меланхолик – это тип темперамента.
В своем письме он приводит еще несколько примеров вопросов по психологии и законодательству и свои комментарии к ним:
Вот вопрос №743: “Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как голова человека и иллюстрирует закон…”. Ответ: фигуры и тона.
Вопрос №602: “Сложная система отношений, которые складываются между людьми, – это…”. Ответ: человеческие взаимоотношения.
А между собаками, значит, собачьи?
Вопрос №183: “На каком расстоянии от стены (школы) должен стоять мусорный бачок?”. Вопрос №184: “На каком расстоянии от школы должен располагаться магазин?”.
– Зачем это мне, учителю? – возмущен Давид Григорьевич. – Такие вопросы приличествует знать чиновникам…
Большой секрет министерства
Тут нам и самим стало любопытно взглянуть на тесты для учителей. С просьбой предоставить примерные вопросы мы обратились в Министерство образования и науки РК. В пресс-службе ведомства ответили, что не могут нам выслать вопросы, “так как они в связи с приостановлением аттестации отнесены к секретным документам и не подлежат обнародованию”.
Интересно, а как же должны готовиться к тестированию учителя? И почему министерство даже примерные вопросы так засекретило? Если провести аналогию с Единым национальным тестированием для школьников, то охраняемым секретным документом являются ключи к тестам! Например, для того же ЕНТ есть около 1000 примерных вопросов по истории Казахстана, из которых всего 30–40 попадутся при тестировании. Эти вопросы вполне доступны любому одиннадцатикласснику (брошюрки с вопросами продаются в школах за 200 тенге – неплохой бизнес!). А вот правильные вопросы к ним – то есть ключи – это секрет. Но ведь мы просили лишь примерные вопросы!
Гордые дрессировке не поддаются
В один голос учителя утверждают, что таким образом министерство добьется лишь одного – учителя-профессионалы попросту уйдут из школ.
– Учителя, не прошедшие аттестацию, будут понижены в квалификации, что повлечет за собой соответственное понижение зарплаты, – говорит Бахытгуль Жаксылыкова. – Они будут вынуждены брать на себя дополнительную учебную нагрузку. Либо уйдут из формальной системы образования в неформальную – частные курсы, репетиторство, различные частные школы.
– Гордые, знающие себе цену учителя в этом цирке участия не примут и уйдут из школы, – утверждает Давид Ганелин. – Пенсионеры и учителя предпенсионного возраста тоже “сойдут с дистанции” – зачем им такое? Они просто уйдут на мизерную пенсию, имея звания, награды, воспитав сотни и тысячи талантливых учеников.
Вопроса о том, сколько учитель воспитал достойных учеников, нет в министерских тестах…
Анна ПАВЛОВА