Верните наши “пальчики”! - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Верните наши “пальчики”!

Верните наши “пальчики”!

Первый в Казахстане судебный прецедент, когда правозащитники добились уничтожения из базы данных незаконно снятых отпечатков пальцев, фото- и видеосъемки, произошел в Караганде. Полицейские – по решению суда! – извинились и заплатили истцу из своего кармана 20 тысяч тенге за моральный вред. Но урок не пошел впрок…

  • 6 Марта 2009
  • 1369
Фото - Caravan.kz

В конце января в центральном отделении полиции Караганды проводилась очень занимательная операция. Полицейские прямо на улице забирали всех попадавшихся под руку подростков и волокли их в участок. Там мальчишек фотографировали в анфас и профиль, снимали на видеокамеру, записывали данные, откатывали отпечатки пальцев и… выставляли за дверь. По имеющимся у нас данным в тот день в полицию принудительно были доставлены 70 (!) молодых людей и подростков. 17 из них оказались несовершеннолетними. Ошеломленным родителям в полиции заявили: в городе участились квартирные кражи, вот мы отрабатываем всех подозреваемых!

Полицейские и дети

– Внук всегда приходит домой вовремя, – рассказывает Галина Алексеевна, бабушка 16-летнего Стаса. – Занятия в колледже до шести, в 18.20 он уже дома.

Но в тот день Стас опаздывал. К семи часам бабушка начала волноваться и позвонила внуку на сотовый телефон. Можно представить состояние женщины, когда мальчик ей сказал: “Ты не волнуйся, меня в полицию забрали, отпечатки пальцев снимают”.

Бабушка немедленно потребовала, чтобы внук передал трубку кому-нибудь из сотрудников полиции.

– Я хотела спросить, что случилось и почему внука доставили в полицию без уведомления родителей, ведь ему только 16 лет! Я слышала, как внук говорил: возьмите трубку, с вами бабушка хочет поговорить! Но полицейские ответили: ни с кем мы разговаривать не будем.

Тогда Галина Алексеевна набрала номер дежурной части. И там ей сказали: в городе участились квартирные кражи, мы проводим отработку.

– Моему возмущению не было предела – при чем здесь мой внук?! И разве можно допустить, что сотрудники полиции не знают о главном праве несовершеннолетних детей – обязательном присутствии или хотя бы уведомлении родителей или педагогов соответствующих учебных учреждений в подобных ситуациях?

Вернувшись домой, Стас рассказал, как все было. По его словам, мальчишки вышли из колледжа и все вместе двинули в сторону автобусной остановки. К ним подошли двое в штатском и попросили предъявить документы. Единственное, что могли предъявить мальчишки, – проездные билеты учащихся.

В отделении полиции, куда их привели, у стенок жались притихшие испуганные пацаны. По очереди их заводили в кабинет. Там фотографировали, записывали на видео и снимали отпечатки пальцев. Потом выставляли за дверь.

– Какое они имели право? – говорит Владимир Алексеевич, отец одного из подростков. – Сын хотел служить в армии, думал о работе в органах… А теперь, выходит, его данные будут числиться в криминальной картотеке! Мы узнали: добиться уничтожения отпечатков пальцев наших детей из базы данных можно только через суд. Значит, мы теперь должны доказывать в судах, что полицейские совершили противозаконное действие в отношении наших детей, тратить время, нервы, средства в конце концов, чтоб доказать очевидное!

Но родители решили идти до конца.

Кто на улице хозяин?

После этого вопиющего инцидента карагандинские мамы, папы и бабушки, чьи дети и внуки прошли через такой “профилактический привод”, решили объединиться. Сейчас взрослые собирают свою базу данных, свою картотеку подобных случаев – и не только с несовершеннолетними.

Мы, со своей стороны, можем пополнить эту базу данных фактами, о которых писала и наша газета. Например, не так давно в Караганде сотрудники полиции на улице задержали двоих молодых людей и в качестве “профилактического привода” в кабинете отделения полиции, по заявлению потерпевших, жестоко избили обоих, один из парней с ножевым ранением, который нанес ему сотрудник полиции в пылу “установления личности”, был доставлен в реанимацию. Сейчас двое полицейских ожидают суда в камере заключения. Третий – в розыске.

А несколько месяцев назад мы писали о другом вопиющем случае. Парня, выбежавшего на минутку из дома за хлебом, полицейские доставили в отделение полиции уже с наркотиками в кармане. Он вернулся домой только через полтора года тюрьмы и только благодаря нечеловеческим усилиям матери, которая чудом сумела доказать невиновность сына…

Так что опасения родителей по поводу подобных невинных “профилактических приводов” могут быть вполне оправданны.

Погрозили пальцем!

Заместитель начальника центрального отделения полиции Оразали Майлаяков не усмотрел в действиях своих сотрудников никаких нарушений, повторив в который раз: в городе участились квартирные кражи – проводили отработку. После настойчивых обращений родителей, управление собственной безопасности ДВД Карагандинской области все-таки начал служебное расследование инцидента. Родителям пообещали сообщить о результатах. Но люди ждут большего.

– Мы требуем, чтобы полиция принесла и нам, и детям официальные извинения. И чтобы из базы данных были уничтожены все следы “профилактического привода” наших детей, – заявили они.

Родители направили заявление в прокуратуру.

– В данном случае были нарушены все нормы Уголовно-процессуального кодекса и Конвенции о правах детей, – комментирует ситуацию директор Карагандинского филиала Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Юрий Гусаков.

“Оперативный интерес”

Кстати, несколько лет назад в Караганде был создан первый прецедент в истории казахстанского правосудия. Правозащитники Карагандинского филиала Международного бюро по правам человека и соблюдению законности в судебном порядке добились того, что полиция принесла извинения гражданину за незаконный привод, уничтожила из базы данных его отпечатки пальцев, фото- и видеоматериалы. Полицейские из своего кармана заплатили 20 тысяч тенге за нанесенный моральный вред.

А дело было так. Симпатичный, трезвый, некурящий, хорошо одетый студент Карагандинского государственного университета возвращался домой с занятий. Но, как потом поясняли ответчики в суде, чем-то он представил для следственных органов “оперативный интерес”.

Студента затолкали в полицейский уазик, причем поскольку все места уже были заняты еще несколькими представителями “оперативного интереса”, Виталию досталось место на полу. В этом правозащитники тоже усмотрели нарушение прав человека и реальное унижение человеческого достоинства.

В отделении полиции Виталия поставили лицом к стенке, обыскали, завели в комнату, сняли отпечатки пальцев, сфотографировали, объявили, что он поставлен на учет… и выставили в коридор.

И тогда студент пошел прямо в Бюро по правам человека. Правозащитники подали исковое заявление в суд, где настаивали на признании действий полиции незаконными, требовали принесения официальных извинений, уничтожения данных их подзащитного из картотеки и выплаты компенсации за моральный вред. Представители ответчика упорно держались позиции: проводили оперативную отработку, но ведь отпустили! Живым и здоровым. И даже не побили!

Почти два года правозащитники судились с полицейскими. Прошли через несколько судов. Дважды областная коллегия по жалобе истцов отменяла решения суда и направляла на пересмотр. Это было трудно, муторно и долго – доказывать очевидное.

Но они победили!

– Это был первый судебный прецедент в Казахстане, – говорит Юрий Гусаков. – И мы рекомендуем родителям детей повторить этот путь. Не надо жалеть времени и сил на защиту своих прав!

Татьяна ТЕН, Караганда