Директор института мировой экономики и международных отношений, доктор экономических наук, профессор Акимжан Арупов считает, что Маркс и его труды по-прежнему современны и их надо изучать, чтобы двигаться дальше.
— Акимжан Арупович, в прошлом году весь мир отметил 200-летие со дня рождения Карла Маркса. Удивительно, но факт: на постсоветском пространстве, именно там, где идея его пытались реализовать, о нём практически не вспомнили, хотя в странах Запада, капиталистических – тех, которые Маркс критиковал, о нём говорят постоянно. Чем это объяснить?
— Маркс пропагандировал идеи, которые послужат на благо человечества: бесплатное образование, всеобщее избирательное право, запрет на эксплуатацию детского труда, прогрессивный налог, национализация земли и многое другое. Он верил, что в его руках ключ к счастью всего человечества.
В списках «100 самых влиятельных людей в истории человечества» и «100 самых изученных личностей» Маркс занимает верхние позиции. То есть общепризнанно, что он — один из величайших людей нашей планеты.
Не соглашусь, что его совсем забыли на постсоветском пространстве, к его 200-летнем юбилею, Россия выпустила почтовую марку, были проведены мощные научные конференции, подготовлены солидные научные труды. Мне самому довелось принять участие в нескольких научных форумах, посвященных юбилею Карла Маркса и проведенных в Республике Казахстан. Также важно упомянуть научный доклад нашего преподавателя из Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Александра Владимировича Бузгалина «Марксизм после «Капитала»: российский контекст», где проведен фундаментальный анализ актуальности и востребованности идей великого экономиста применительно к современным реалиям.
Маркс не предан забвению. Он перестал быть идолом, но не перестал быть великим ученым.
И это прекрасно осознают в странах Запада. Помнят, что в «Капитале» впервые сформулированы многие тезисы, которые затем были включены в современные учебники «Economics» и другие работы, формирующие мировоззрение и профессионализм творцов современной мировой экономики, капитанов и «акул» бизнеса. Так, знаменитое «уравнение Фишера», указывающее на определение количества денег в обращении, было точнее и подробно обосновано в 3 главе I тома «Капитала». То же самое можно сказать об «открытом» Шумпетером стремлении предпринимателя к инновациям, повторяющем в апологетической форме обоснованный Марксом в том же I томе «Капитала» вывод о стремлении капитала к научно-техническому прогрессу и иным средствам повышения производительности труда, что, как известно, является главным источником извлечения относительной прибавочной стоимости. К слову, это было темой моей курсовой работы еще на первом курсе отделения «политическая экономия» в МГУ. Марксом же раскрыты многие компоненты теории прибыли и средней прибыли, которые он рассматривал как превратные формы, а нынешние теоретики воспроизводят как содержание рыночной экономики.
— Перефразируя известные слова, можно сказать, что Маркс жил, жив и будет жив?
— Без знания «Капитала» Маркса не может быть грамотного экономиста, и это прекрасно понимают на Западе.
Его научные принципы достаточно полно объясняют природу неприятностей, которые происходят в экономике капитализма. Это он ведь вывел то, что кризисы неизбежны. «В 90-е годы, когда в экономике дела шли в гору, многие утверждали, что Маркс — дело прошлого. Финансовый кризис вновь обратил внимание общества на учение Маркса. Неважно, используем ли мы термины «кризис» или «конъюнктурные циклы», — такова нормальная форма, в рамках которой развивается экономика», — сказал Гарольд Блум, профессор философии.
Теория о прибавочной стоимости жизнеспособна
— Одной из самых глубоких работ Маркса считают труд «К критике политической экономии», в котором исследована сущность денег и двойственность природы товара и труда. Насколько законы, выведенные Марксом, актуальны сегодня?
— Давайте говорить прямо, исследователь может показать закономерности действия ряда из них и доказать, что именно эти факторы в некоторых определенных условиях действуют именно таким образом. Но не более того. Карл Маркс изучил законы жизни общества и сформулировал эти законы, при этом многократно предупреждая: социальные процессы отличны от природных. Никаких «Абсолютных» законов Маркс не выводил. Открытые им законы должны в этой мере или не действовать, или действовать по-другому. Поэтому в современном мире законы классического индустриального капитализма не должны и не могут действовать в том виде, в каком они описаны в «Капитале».
Одной из важнейших является теория товарного производства, которую часто сводят исключительно к трудовой теории стоимости.
Развивая идеи Адама Смита и Давида Рикардо, Маркс показал, что капиталистическая система в исходной своей определенности есть товарное производство. В основе последнего лежат обособленность производителей и общественное разделение труда. Соответственно, там, где производители будут обособлены, а разделение труда будет развиваться, будет прогрессировать рынок. Там, где их будут ограничивать, рынок будет чахнуть, и при определенных обстоятельствах будет снижаться эффективность экономики. И жизнь это доказала.
Нет сомнений и в жизнеспособности учения о прибавочной стоимости, которую, по Марксу, присваивает капиталист: через социал-демократию и социальное государство, обеспечивающее перераспределение благ, капитал снял остроту конфликта производительных сил и производственных отношений, но, как показывают, первомайские столкновения во Франции или в Германии, да и в других странах, классы никуда не делись.
— В капиталистическом обществе большинство людей вынуждены продавать свой труд – то, единственное, чем они владеют. Это верно и сегодня, или что-то изменилось?
— Маркс доказал, что при прочих равных условиях, развитие рынка ведет к дифференциации его агентов. Одни богатеют и превращаются в собственников капитала. Другие — в наемных работников, единственной предназначенной на продажу собственностью которых является их рабочая сила.
Насколько актуальны теории К.Маркса сегодня, судить нашим читателям.
Опередили время
— Сейчас стараются не говорить о том, что многие выводы Маркса опередили своё время. Так, в ходу теория о некоем мировом правительстве, которое управляет мировой экономикой. Но многие даже не подозревают, что об этом ещё в 19-м веке сказал Маркс. И он заявлял, что капиталистическую систему будет постоянно лихорадить в виде финансовых кризисов. Это и происходит ведь?
— Хотя марксизм полностью исчез из программ вузов, и даже в школьных программах истории практически не упоминаются марксистские исторические взгляды, имя Маркса все еще довольно хорошо знакомо. Каждый экономический кризис, что у нас, что на Западе, каждое ощущение недовольства большой разницей между богатыми и бедными оживляют в памяти людей былые идеи марксизма.
К сожалению, финансовые и иные кризисы не есть только «болезни» капитализма. Достаточно вспомнить развал социалистической системы и крах многих стран в последние десятилетия. Думаю, кризисы присущи любой большой экономической системе, тем более современной мировой экономике.
Сегодня мы наблюдаем не столько кризис капитализма как такового, сколько трансформацию изживших себя механизмов взаимодействия интернационализированного мирового хозяйства.
Международные экономические организации, призванные определять и согласовывать эффективное сотрудничество более 200 стран планеты (то, что многие приписывают мнимому «мировому правительству»), все более показывают свою несостоятельность.
Миру сегодня не хватает такого мыслителя, как К.Маркс, который смог бы объяснить пути выхода из глобального кризиса не только в экономике, но и практически во всех сферах взаимоотношений между государствами.
— «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма». Эти знаменитые слова из «Манифеста коммунистической партии», кажется, в наши дни потеряли актуальность. Однако другое определение классиков марксизма о том, что «современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими» злободневно и сейчас. По Марксу такая ситуация может привести к тому, что пролетарии сбросят оковы и, объединившись, выступят против буржуа. Но возможно ли это сейчас?
— Маркс и его последователи отнюдь не считали теорию классовой борьбы универсальным объясняющим фактором человеческого развития. Маркс и его последователи показывали, что это – не более, чем особая закономерность взаимодействия основных форм социальной общности, характерная для тех обществ, где производственные отношения приводят к формированию четко выделенных крупных общественных сил, занимающих различное (в том числе – противоположное) место в общественно-экономической жизни. Такое социальное структурирование характерно не для всех обществ, а для так называемой «экономической общественной формации». Тот же Маркс немало писал об иной специфике азиатских обществ. Так, профессор Высшей школы экономики Рустем Махмудович Нуреев основательно исследовал Азиатский способ производства, отталкиваясь от работ К.Маркса. И действительно, сегодня, мы наблюдаем стремительный рост экономик в этом регионе, и начало заката экономик классического капитализма.
Анализ классического индустриального капитализма показал, что для него характерно обобществление производства.
Не просто концентрация и специализация, но обобществление – рост взаимозависимости отдельных технологических комплексов, разворачивающийся по мере прогресса общественного разделения труда. Этот прогресс приводит к тому, что, нерегулируемый, стихийный рынок, основанный на индивидуальной частной собственности, становится малоэффективен. Стало практикой увеличение числа собственников через передачу части акций работникам предприятий, развития государственного сектора и т. п. Социализм не рухнул, или Как мы жили в раю, но не поняли этого
В развитых капиталистических странах (США, Франции, Германии, Великобритании и др.) государственной собственности много больше, чем принято считать. В общественной собственности находятся в большинстве случаев наиболее ценные ресурсы современного мира: значительная часть недр, природные заповедники, значительная часть земельного фонда, культурные ценности и информационные богатства и др.
В общественной собственности находится едва ли не большая часть наиболее близкой к будущему постиндустриальной экономики, где занят преимущественно креативный класс.
Если мы посмотрим на наиболее близкую к марксову идеалу скандинавскую модель, то выяснится немало интересного. Например, в Финляндии практически все школы и большая часть университетов, большая часть учреждений здравоохранения и спорта, культуры и фундаментальной науки – все это общественный сектор, работающий на некоммерческих, т. е. нерыночных принципах. Более того, в этих странах через прогрессивный подоходный налог и другие каналы до половины прибыли капитала перераспределяется в пользу наемных работников. Иными словами, в этих странах, особенно в Швеции, сделан целый ряд значимых шагов на пути к реализации той тенденции общественного развития, которую Карл Маркс выделил, как возможный и закономерный путь прогресса.
Там практически отсутствует коррупция, то есть реальная эксплуатации одних другими. И уровню их жизни можно только порадоваться.
Более того, буржуа этих стран вносят больший налог в государственный бюджет, так как имеет место прогрессивное налогообложение, как механизм перераспределения национальных богатств в пользу трудящихся.