От наказания не спрятаться…
А началось все на пустынном, автоматически регулируемом перекрестке – Андрей зазевался и проскочил на красный. В Германии же наказание за проезд под запрещающий сигнал зависит от времени, которое прошло от включения “стопа” до рывка нарушителя. Коль “зевал” несколько секунд, а затем создал аварийную ситуацию, лишат прав на месяц, сдерут 200 евро, да еще в личное досье забьют сразу четыре штрафных балла. У Андрея было меньше секунды и никого вокруг не было, что зафиксировала скрытая полицейская видеокамера. Это “стоило” штрафа в 50 евро, трех баллов и платных дополнительных водительских курсов, “Nachschulueng”.
Штраф наш “казахендойче” заплатил, а вот 300 евро всего за неделю в вечерней шоферской школе решил сэкономить. Посчитав, что все равно переезжает и уж как-нибудь можно обойтись без сеансов групповой психотерапии, где – за собственные деньги! – нарушители усаживаются в кружок и рассказывают друг другу, как это нехорошо – нарушать правила.
– Однако германское правосудие, как дорожный каток, едет медленно, но остановить его невозможно, – сокрушается теперь Андрей. Через три (!) года уже по пятому его адресу в дверь постучал дорожный полицейский. И вручил напоминание о той самой “Nachschulueng” – но теперь уже за 600 евро.
С подобной же педантичной неотвратимостью германская система поддержания порядка на дорогах будет действовать и во всех остальных случаях.
…Но его можно оспорить
8 миллионов 600 тысяч грешников значится к началу этого года во фленсбургской картотеке Федерального ведомства автодорожного транспорта. Среди них – самые громкие имена, за которыми высокие звания и миллиардные состояния.
Означает ли это, что полиция в Германии всегда права? Отнюдь!
Каждый шаг стражей порядка здесь оговорен соответствующими параграфами тщательно прописанных законов. Согласно одному из них остановленный полицией водитель обязан передать в руки человеку в форме свое водительское удостоверение и техпаспорт. Но в случае, если документы у проверяемого в наличии, любой проверяющий, будь он в самом высоком чине, не вправе скомандовать: “Следуйте за мной!”. По немецким законам каждый человек в такой ситуации вправе решать самостоятельно, ехать ли ему в участок или отправляться по своим делам.
Умеющие за себя постоять немцы знают и то, что при любом опросе, а тем более допросе, официальное лицо обязано заполнить протокол. Прежде чем его подписать, на Западе любой водитель непременно изучит его вплоть до малейшей запятой. А затем может отказаться от подписи. И полицейские не имеют права даже в самой мягкой форме от подобного отговаривать.
Для “казахендойче” и прочих иностранцев, не особенно хорошо владеющих немецким языком, крайне важно их право на квалифицированного переводчика даже в самой начальной стадии разбора ДТП. Если же происшествие достаточно серьезно и может повлечь нешуточные последствия, подозреваемый вправе потребовать присутствия своего адвоката.
Предусмотренным законами правом является и беспрепятственное обращение наказанного водителя к вышестоящим чинам дорожной полиции и в прокуратуру. Электронное письмо по Интернету является при этом полноценным документом. Не менее серьезное внимание уделяется и телефонным звонкам.
Унизительная же толкотня в очередях в Германии исключается вообще! Убедительным примером тому может служить недавняя история с “казахендойче” Артуром. Его “Тойоту” засек автоматический радар, и вскоре бывший павлодарец получил по почте штрафное предписание. Согласно ему скоростной режим в пределах городской черты оказался грубо нарушенным. Это грозило штрафом в 140 евро и, что самое страшное, лишением прав на месяц. После чего Артур автоматически потерял бы высокооплачиваемую работу.
Отступать было некуда, и наш земляк обратился к адвокату. Тот профессионально изучил снимки и заметил разночтения между штрафной квитанцией и пояснениями к фотографиям. В первом случае говорилось о превышении на 67 километров в час, во втором – на восемь километров меньше.
На суде были приведены и доказательства того, что в квартале, где был сфотографирован Артур, всего за год зафиксировано 6 фактов неправильной считки компьютером показаний лазерных радаров. Экспертиза подтвердила возможность пусть и не систематических, но сбоев в программе, выписывающей штрафные санкции.
После этого решение дорожной полиции было отменено. Стражи порядка принесли Артуру официальное извинение, компенсировали все судебные издержки и… выплатили из полицейской казны полторы тысячи евро за моральный ущерб!
Сергей ЗОЛОВКИН, наш собственный корреспондент в Германии