“Обрезают всё подряд. Зачем им тень, они же пешком не ходят!” – пишет один пользователь Facebook. “Сначала надо новые деревья посадить, потом старые спиливать”, – считает другой.
Возмущение горожан можно понять – с каждым годом взрослых деревьев, чья крона способна давать тень, поглощать пыль и сохранять влагу грунта, остается все меньше. Член совета общественности Семея Николай ИСАЕВ считает, что беспощадный спил насаждений объясняется денежной выгодой.
– На небольшом участке ул. Мухамедханова два дня работали пять рабочих, КамАЗ, автовышка. Представляете, какие затраты и сколько денег под это можно выкачать из бюджета? Это легкая кормушка для зеленстроя, ведь пилить проще, чем высаживать новые деревья, а денег на этом можно “срубить” не меньше, чем древесных стволов. Надо было давно еще посадить саженцы, а потом уж, когда они подрастут, в тени существующих деревьев произвести замену, – говорит он. – А сейчас кроны спилили, оголили землю, тени станет меньше, пыли – больше. У нас все валят на пух: мол, поэтому спиливают и обрезают тополя. Но с прошлого года у нас под нож идут все деревья подряд, даже карагачи и клены.
Это называется в Семее санитарной обрезкой.
Минувшей осенью, чтобы не мучиться с подрезкой тонких веток карагача на ул. Гагарина, коммунальщики просто спилили два десятка деревьев перед фасадами жилых домов.
Теперь же уродливые короткие рогатки остались от раскидистых деревьев на ул. Мухамедханова. Глава жилищно-коммунального хозяйства Семея согласился, что рабочие переборщили. Но исправить ничего уже нельзя. В ведомстве не отрицают, что спил деревьев неизменно приводит к шквалу возмущений горожан, и уверяют, что тщательно подходят к выдаче разрешений на вырубку и обрезку. Но даже здесь не могут гарантировать защиты зеленым насаждениям. Парки власти не боятся: в них безнаказанно строят многоэтажки, гаражи и даже АЗС
– К нам обратилось руководство медицинского университета с просьбой разрешить им спилить порядка 100 деревьев возле своих объектов – учебных корпусов и общежитий, – рассказал руководитель отдела ЖКХ Семея Амантай УТЕЛЬБАЕВ. – Мы такого разрешения не дали, предложили им окультурить уже существующие деревья, которые еще лет 20–30 могут прекрасно расти. Но руководство университета пошло по другим инстанциям, и я не знаю, где замкнется этот круг.
Медицинский университет планирует высадить взамен спиленных деревьев ели. Но они растут крайне медленно. К тому же недавняя практика показала, что в климатических условиях Семея даже при должном уходе эта порода деревьев приживается крайне плохо. Да и странно, что медики не знают, насколько больше лиственные деревья производят кислорода и поглощают углекислого газа, нежели хвойные.
По большому счету, прежде чем спилить дерево, нужно доказать, что оно несет угрозу из-за своей ветхости или создает серьезные помехи.
Беда в том, что лесопатологической экспертизой сегодня занимается немало разных структур. Так, волшебным образом в 2017 году эксперты-лесопатологи признали негодными все (!) деревья в двух скверах возле площади Абая, и парковые зоны стали газонами. В 2018 году в безжалостный солярий под открытым небом превратили скверик перед библиотекой им. Абая. В этом году оголили ул. Мухамедханова. Теперь свою лепту в “обеззеленение” города намерены добавить медики.
Между тем Семипалатинск еще в середине XIX века получил прозвище “чертова песочница” из-за бесконечных пыльно-песчаных бурь, от которых город спасла массовая высадка тополей в середине XX века.
Но, похоже, к середине XXI века Семей вернется к состоянию позапрошлого столетия.
СЕМЕЙ