Грубость и жестокость: с чем сталкиваются этнические узбеки, которые не могут получить гражданство Казахстана - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Грубость и жестокость: с чем сталкиваются этнические узбеки, которые не могут получить гражданство Казахстана

Грубость и жестокость: с чем сталкиваются этнические узбеки, которые не могут получить гражданство Казахстана

Этнические узбеки, когда-то приехавшие в Казахстан в поисках лучшей доли, не могут получить гражданство нашей страны или вернуться на родину.

  • 25 Апреля 2019
  • 5203
Фото - Caravan.kz

Актюбинский информационно- консультативный центр “Дәріс” последние три года оказывает помощь жертвам торговли людьми. В 2018 году их было 29 человек. 23 из них – мигранты из соседних Кыргызстана и Узбекистана.

Координатор проекта Гульнур ИДИГЕЕВА знает каждого, кто оказался в сложном положении.

“Мы встречаемся с главами и работниками крестьянских хозяйств. Проблема трудовой эксплуатации особенно остро стоит в отдаленных районах, где за низкую зарплату, а иногда за кров и еду пасут скот родственники, земляки хозяев. Конечно, об оформлении трудового договора и речи нет. В группе риска есть и студенты, которые во время каникул подрабатывают официантами, подсобниками, выполняют тяжелую работу, заключив договор об оплате лишь на словах. В результате в лучшем случае они могут получить часть зарплаты или не получить за свою работу ни копейки. К сожалению, бывают и такие случаи”, – рассказывает координатор.

По словам Идигеевой, торговля людьми включает в себя вербовку, транспортировку, сбыт и продажу.

В числе распространенных методов вербовки – объявления о приеме на работу, приглашения брачными агентствами, модельный бизнес.

“По данным МВД, ежегодно в Казахстане пропадает более 500 человек. 80 процентов пострадавших – женщины. В 2017 году возбудили 304 уголовных дела, связанных с торговлей людьми, 20 из них – в отношении несовершеннолетних”, – приводит она неутешительную статистику. Ее продавали за бутылку водки, 5 000 тенге и барана: история жуткого сексуального рабства в Казахстане

Есть в ее практике и случаи, когда люди, однажды пересекшие границу, не могут вернуться на родину или получить гражданство нашей страны. Это лица без гражданства.

На чужбине

Мирхан Кожаниязова приехала в Актобе в поисках лучшей доли еще в 2007 году. Покинула Узбекистан вместе со своим мужем. Последовав совету адвоката, совершила, наверное, самую большую ошибку в своей жизни: отказалась от гражданства родной страны. Знала бы, чем обернется та самая оплошность…

“Мы жили в гражданском браке. Муж сильно пил, избивал меня. В 2010 году ушел из семьи. Я, конечно, вздохнула с облегчением, толку от него все равно не было. На руках у меня было двое детей. Я родила их здесь, в 1-м роддоме. Там они и получили свидетельства о рождении. Дочь записана на мужа, сын – на мою фамилию. Сейчас они учатся в одной из городских школ. Дети – граждане Казахстана, а я без гражданства. На родину не могу вернуться, но и на казахстанское гражданство не могу претендовать, поскольку из документов на руках имеется лишь свидетельство о рождении. Ума не приложу, как быть и что дальше делать”, – делится своими переживаниями женщина.

Чтобы прокормить детей, Мирхан берется за любую работу.

Жертва поневоле

Венера приехала в Астану из Узбекистана 14 лет назад. Вместе с двумя землячками перебралась на чужбину ради новой жизни и новых возможностей, оставив в Ташкенте замужнюю дочь и сына-дошкольника. Работодатель обещал золотые горы. Первое время все было неплохо: их устроили в строительную компанию, сняли жилье, не обижали с зарплатой. Но через полгода ситуация кардинально поменялась.

“Он начал задерживать оплату, был грубым, а порой и жестоким. Работы стало больше. Мы не могли уйти, поскольку все документы, удостоверяющие личность, были у него. Так прошло три года. Я съездила домой, привезла сына. Налаживалась личная жизнь, сошлась с “коллегой по цеху”, правда, когда родила дочь, разъехались. Вскоре мы оказались в Актобе”, – рассказывает Венера.

Хозяин привез женщин с детьми работать в одной из местных компаний, арендовал для них квартиру. Пока мамы трудились на объекте, четверо детей сидели под замком. Зарплату работодатель выдавать перестал, снабжая продуктами на один вечер.

Хозяин издевался над ними, относился как к рабам, мог избить, накричать на детей. Уйти они не могли, поскольку на ночь он закрывал их на ключ.

Они просили коллегу о помощи. Он взломал ночью дверь и забрал в свой дом, где жил с семьей. Помог с одеждой, позже снял квартиру. Женщина устроилась на работу, все стало налаживаться, дети пошли в школу. Сын, которого она когда-то привезла из Узбекистана, вот-вот закончит школу. Правда, поступить в вуз и получить специальность он вряд ли сможет: ни у детей, ни у нее самой нет документов, удостоверяющих личность.

3 000 000 за гражданство

Не может получить казахстанское гражданство и Манзура Тошмонова.

Она живет в с. Мартук более семи лет. Осела здесь после тяжелой жизни в Москве, куда поехала на заработки из Узбекистана.

В России работала няней, посудомойщицей, убирала и ремонтировала квартиры, там же познакомилась с супругом Виктором Гавриловым.

Муж – гражданин России. Расписались молодые на родине девушки, там же она родила детей, из-за чего они являются гражданами Узбекистана.

Когда дети подросли, супруги задумались о постоянном месте жительства. В России не было никаких перспектив, в Узбекистан Виктор ехать не захотел, решили осесть в Мартукском районе. Здесь они купили дом на все свои сбережения, начали обживаться. А когда решили справить документы, выяснили, что получить заветный синий паспорт не так-то легко.

Со слов Манзуры, в миграционной полиции, куда они обратились, им объяснили, что для получения гражданства на их счету должно быть 3 миллиона тенге.

Снять эту сумму они смогут только через три месяца. Таких средств у супругов не было, поэтому узбечка обратилась к казахстанцам с просьбой помочь ей собрать деньги.

Пока у них нет документов, Виктор вынужден ездить на заработки в Россию, а Манзура ежемесячно выезжает за границу, чтобы отметиться как лицо, въезжающее в Казахстан по гостевой визе. Бездушие: карагандинка 14 лет не может добиться выдачи удостоверения личности гражданки РК

Из-за отсутствия документов они так и не могут оформить дом на себя, живут по договору аренды, хотя деньги за жилье выплачены.

Как быть в данной ситуации и как решить эту проблему, супруги не знают.

Координатор проекта Гульнур Идигеева напоминает, что обман, насилие, долговая зависимость, эксплуатация в труде относятся к факторам, составляющим торговлю людьми.

“Устраиваясь на работу за границей, подписывайте контракт с легальными фирмами. Не отдавайте никому свои документы! Сообщите родным точный адрес места назначения, оставьте им копии удостоверения личности. Заранее узнайте адрес и телефоны посольств или консульств своей страны, контакты неправительственных организаций, помогающих жертвам торговли людьми”, – советует Гульнур Идигеева.

АКТОБЕ