В поселках, расположенных вокруг Тараза, местные жители до сих пор выкапывают на своих участках старинные монеты и посуду. Однако мало кто афиширует находки.
Но широкую известность в городе получили не найденные клады, а мифические. Из-за них тридцать лет назад произошли два страшных преступления.
В 30-40-е годы прошлого века мало кто вспоминал о древней истории тогдашней Аулие-Аты. Городок был более известен как место ссылки репрессированных и их родственников. Были среди сосланных сестра эсерки Фани Каплан – Фая и жена великого анархиста Нестора Махно Галина Кузьменко с дочерью.
Хотя женщины голодали и напряженно работали там, куда удавалось устроиться, молва приписывала им хранение несметных сокровищ.
В начале 70-х Фая Каплан пригласила домой знакомого электрика, чтобы починил проводку. Мужчина пришел, когда стемнело. Он пытал пожилую женщину, пока она не погибла от болевого шока, – все не мог поверить, что у ссыльной бабки нет никаких богатств. Горе-электрику пришлось довольствоваться нехитрым скарбом, который он пропил вместе с приятелями. Когда деньги и выпивка закончились, собутыльники сдали его в милицию. Суд приговорил грабителя к расстрелу.
А через несколько лет история повторилась с Галиной Кузьменко. К ней в квартиру ворвались неизвестные, избивали и требовали золото анархистов. Грабители были настроены решительно, но их кто-то спугнул. После нападения женщина прожила недолго. После смерти все ее ценности были извлечены из спрятанного “заповедного” мешка. В нем лежало несколько пар новеньких калош, несколько пар рабочих спецовок, с десяток кусков туалетного мыла и большой сверток с дешевой бижутерией.
Индира БОТАШЕВА, Тараз