Союзное значение или интеграционный замысел Нурсултана Назабаева - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Союзное значение или интеграционный замысел Нурсултана Назабаева

Союзное значение или интеграционный замысел Нурсултана Назабаева

Интеграционный замысел Назарбаева оказался значительно шире, чем предполагалось. Это стало понятно только спустя пять лет существования ЕАЭС

  • 20 Апреля 2019
  • 12766
Фото - Caravan.kz

Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) исполняется пять лет. Интеграция стран-членов объединения стала реальностью, которая повысила качество жизни простых людей. При этом сейчас очевидно, что за годы работы задумка, у истоков которой стоял Нурсултан Назарбаев, оказалась реализована в полной мере и дополнена самой жизнью. Интеграция стала не просто моделью сосуществования, она высветила все стороны, касающиеся реальных интересов государств, входящих в ЕАЭС. И уже благодаря этому сложилась практика взаимного уважения интересов каждой страны в отдельности.

Суверенитет под защитой

Очень интересно было бы взглянуть, как воспринимался ЕАЭС в странах-участницах к моменту запуска. Потому что сама идея интеграции была невероятно объемной — создать огромный экономический союз, который бы имел наднациональные органы управления, но при этом никак не ограничивал суверенитет государств, которые подписали документы о его создании.

Перед глазами у всех был опыт Евросоюза, где вопрос национального суверенитета был оттеснен на второй план — и по факту получилось, что большие страны ЕС могут диктовать свою волю малым государствам. Идея ЕАЭС строилась на другой основе — лидер нации всегда подчеркивал, что «интегрируясь экономически, все государства-участники укрепляют незыблемые принципы политического суверенитета и независимости, культурной, языковой уникальности наших народов». Однако ни противники, ни сторонники евразийской идеи, казалось, не слышали президента. В этом смысле даже любопытно, что и те, и другие — ставят во главу угла потерю суверенитета.

Между тем, на все вопросы в полной мере отвечает Договор Евразийского экономического союза, который был подписан в Астане 29 мая 2014 года. Согласно 3 статье, «союз осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с настоящим Договором, на основе принципов уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности и уважения особенностей политического устройства государств-членов». То есть, большей гарантии суверенности государств-членов ЕАЭС, чем прописанное в основополагающем документе уважение к суверенному равенству и территориальной целостности и быть не может. А уже в 5 статье отмечается, что «союз наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза». Если говорить проще, у ЕАЭС столько компетенции, сколько ему передали государства-члены ЕАЭС. Не больше.

Защита рынка прежде всего

Доказательств словам Лидера нации за пять лет существования ЕАЭС накопилось немало. Это и периодически возникающая в публичном пространстве громкая дискуссия об исполнении нормативных документов, и высказывания по поводу взаимных ограничений в вопросах перемещения товаров. Причем, перечислять каждый случай по отдельности не имеет никакого смысла — о трениях внутри ЕАЭС слышали все. Но далеко не все обратили внимание на интересный факт: вопросы о защите национального суверенитета в публичном поле ставятся очень часто российскими чиновниками, а не казахстанскими. Именно региональные российские чиновники высказывали озабоченность тем, что ЕАЭС бьет по коренным интересам России. Впрочем, аналогичные заявления звучали и с казахстанской стороны.

Но здесь интересно вот что. Экономические интересы стран, входящих в ЕАЭС, обширны и многогранны. И никакая экономическая интеграция невозможна без достижения компромиссов — здесь во главе угла принцип «только бизнес», и ЕАЭС в полной мере отражает этот принцип. 

Напомним, буквально днями, 16 апреля коллегия ЕЭК установила переходные положения к техническому регламенту ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции», вступающему в силу с 9 января 2021 года. Определено, что до 9 января 2024 года в странах ЕАЭС допускаются производство и выпуск в обращение алкоголя по документам об оценке соответствия этой продукции требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, и законодательством государства-члена, выданных или принятых до дня вступления в силу техрегламента. Обращение такой продукции допускается в течение срока ее годности, установленного изготовителем. Чтобы понять важность этой темы, достаточно вспомнить, сколько копий было сломано вокруг этой непростой темы. Но страны учли взаимные интересы и договорились. Не в первый, к слову, раз.

В частности, на XXII заседании бизнес-диалога в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 9 апреля были обсуждены новые условия работы в связи с вступлением в силу 29 марта 2019 года Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. Так заместитель директора департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Наталья Ляхова рассказала об инициативе Беларуси, предложившей начать совместный пилотный проект по маркировке обуви. Предварительно интерес к участию в нем выразили Казахстан, Кыргызстан и Россия. Предполагается установить унифицированные требования к средству идентификации, отработать механизм обмена сведениями о маркированном товаре при осуществлении трансграничной торговли. Реализация пилотного проекта поможет понять целесообразность введения обязательной маркировки обувных товаров в ЕАЭС.

Главное об интеграции

29 мая в Нур-Султане пройдет заседание Высшего Евразийского экономического совета, где главы государств ЕАЭС отметят пятилетнюю годовщину создания союза и обсудят результаты, достигнутые за это время. А кроме того, как прогнозирует российская газета «Коммерсант», Елбасы Нурсултан Назарбаев предложат занять пост почетного председателя ЕАЭС. Впрочем, как отмечают специалисты, не очень понятно, нужна ли эта должность Назарбаеву — он и без нее является главным идеологом и двигателем интеграционного объединения.

Гораздо ведь важнее другое — именно благодаря идее Елбасы, воплощенной в жизнь, все страны ЕАЭС в полной мере осознали свои коренные экономические интересы. Это стало возможным только благодаря совместной работе, коррективы в которую вносила сама жизнь. И кто знает, быть может в этом состоял основной замысел Назарбаева? Замысел, который теперь предстоит реализовывать президенту страны Касым-Жомарту Токаеву.

Денис Сазонов