Внук Каныша Сатпаева:"Геологов пока в последователях нет" - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Внук Каныша Сатпаева:"Геологов пока в последователях нет"

Внук Каныша Сатпаева:"Геологов пока в последователях нет"

О казахстанском академике Каныше Сатпаеве можно говорить много и долго.

  • 22 Апреля 2019
  • 7004
Фото - Caravan.kz

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz продолжает диалог с Александром Третьяковым, внуком Каныша Имантаевича.

— Александр Валентинович, вы стали геологом потому что это призвание или хотелось продолжить династию?

— Во-первых, когда в семье все геологи, с отцом я ездил в поле, с мамой ездил в поле, они работали в разных городах, мама в самом Жезказгане, спускалась в шахту. По началу это был детский интерес, потом осознанный. Но я как все пацаны конечно собирался быть космонавтом, шофером, пожарником. Но уже когда пришла пора выбора уже как-то все само-собой сложилось.

Поскольку геология – наука прикладная, Каныш Имантаевич был категорически против, чтобы сразу после институтской скамьи шли в науку. По его понятию, и это совершенно правильно, человек должен познать геологическое производство. Он сам начинал с производства, в те времена был дефицит кадров, и он лично объездил все месторождения, когда занимался исследованиями в Жезказгане, хотя и работал главным геологом.

Мама тоже работала, в поле: в палатках, без кондиционеров, без удобств, без радио. А отец по распределению попал на Помир.

Родители отработали каждый в своем месте и вернулись в Алма-Ату.

— Геологию можно назвать романтичной профессией?

— Сейчас геология немножко другая. Когда я учился, я занимался в секции альпинизма при институте. Но кончился институт и началась та самая производственная деятельность, сезонная работа в горах с высотами до 4000 метров, лошадьми и маршрутами с перепадом высот до 1500 метров. Геология тяжелая работа и физически и морально. Морально, потому что весной уезжаешь, а осенью возвращаешься. Но романтично, потому что – верные товарищи, лошади, палатки, гитара, холод, дождь, снег. ..

Как –то дома в гостях у нас был Герман Борисович Жилинский -соратник Каныша Имантаевича, сидим разговариваем, и он спрашивает у меня: «Чем занимается молодое поколение геологов?» Я отвечаю: «Геологической съемкой». «Это же не интересно, надо заниматься полезными ископаемыми и лучше всего золотом и лучше всего в Магадане», — сказал он. И через год после этого разговора я переехал в Магадан, туда, куда было сложно попасть и еще сложнее устроиться, но я благодаря Жилинскому я туда смог заехать.

И начальник экспедиции — Илья Семенович Розенблюм — предложил мне выбор: либо заниматься геологией россыпей, либо заниматься геолого-экономической оценкой месторождений, и я выбираю геологию россыпей золота. Я приехал в Магадан в 82 году. Мне поручили самостоятельную работу на Чукотке, весной вертолетом привозят, осенью вертолетом вывозят, ежедневные маршруты, поиски, осмысливание полученных результатов.

В Магадане я проработал десять лет. Там я защитил кандидатскую. «Знаете, чем было хорошо то время? — Поддерживали стремление к научному осмыслению собственных результатов», — подчеркивает Александр Валентинович.

А потом произошла перестройка и вместе с ней развал всего: развал Союза, развал геологии, развал Магаданской области…

Вернувшись в Алмату в 1992 году я работал на добывающих предприятиях, там я получил хорошие знания и практику работ на добыче, потому что это хотя и финальный этап геологии, но специфическая отрасль. В 2007 году я защитил докторскую диссертацию на тему россыпей золота Казахстана.

Получилось, что Илья Семенович в Магадане определил мою профессиональную специализацию, я ему очень благодарен.

— Ваши дети тоже пошли по «сатпаевским стопам»?

— Я иногда говорю: «Андрей –это мой старший сын – оказался умней меня, он очень успешно работает в банке, живет в Москве.

Александр Третьяков, Таисия Алексеевна и и сын Андрей (слева направо).. Фото - из личного архива
 
Александр Третьяков, Таисия Алексеевна и и сын Андрей (слева направо).. Фото — из личного архива

Геологов пока в последователях нет. Но надеюсь не все потеряно. Поживем-увидим!

— Продолжая разговор о потомках. . .Это правда, что у Каныша Имантаевича есть внебрачная дочь Джамиля Утегенова?

— Правда. Я специально не искал ее и она не выходила на связь. Насколько я знаю, Джамиля Канышевна связывалась с кем-то из сотрудников музея, что-то выясняла, наверное.

Такой сложный вопрос. . .

Я спокойно к этому отношусь, поскольку это уже случилось.

Каныш Имантаевич был видный мужчина, красивый, высокий и главное, как я уже говорил он сеял вокруг себя уверенность и спокойствие.

— И скромный, как я заметила по вашим рассказам. . .

— Да, как сестренка моя Алима говорит: «Мы скромные, как нас приучили — свое имя надо заработать!».