Неподкупная “ГАИ” - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+14 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Неподкупная “ГАИ”

Неподкупная “ГАИ”

Почему немецкая дорожная полиция довольна своей службой и никогда не берет взяток. (Окончание. Начало – в №2 от 9 января 2009 года)

  • 16 Января 2009
  • 1350
Фото - Caravan.kz

По дороге на парковочную площадку близ мотеля “Почти как дома!” (там останавливаются на ночь многие “дальнобойщики”) наша патрульная машина завернула к закусочной. “Дядюшке Арнольду” с напарницей хотелось горячего кофе.

Казалось бы, спецмашине с проблесковым маячком ничего не стоило сэкономить время на утренней, почти пустынной трассе. Для того чтобы не делать крюк километров в пять, следовало всего лишь разочек проехать под знак. Но сидевшая за рулем Агнетта правил не нарушала.

В ответ на недоуменный взгляд вашего корреспондента германские стражи порядка вытащили из бардачка местную газетку. В ней на первой полосе красовался снимок с сотового телефона – синий “Опель” с надписью “Polizei“ наполовину перегородил велосипедную дорожку и примял колесами газон.

– Это одна моя подружка очень торопилась, – вздохнула Агнетта. – Дежурство было напряженным, пообедать Бриджит не успела. А парковка у булочной оказалась полностью забитой…

Пяти минут, что потратил экипаж дорожной полиции для приобретения круассанов, хватило для грандиозного скандала. Некая принципиальная старушка немедленно зафиксировала нарушение и перебросила снимок в редакцию. Инспектора дорожной полиции Бриджит Юханнсон уже на следующий день наказали куда строже любой простой автолюбительницы. Ее водительская история теперь подпорчена пятью штрафными баллами. А личное дело офицера – строгим выговором.

“Заложить” нарушителя ПДД в Германии сочтет за честь любой сознательный участник дорожного движения. Обочины немецких автобанов густо усеяны особыми переговорными устройствами, выкрашенными в броский желтый цвет.

Нарушения и наказания

После выхода первой части этого исследования жительница Усть-Каменогорска Елена Киселева, постоянная читательница нашего еженедельника, написала в редакцию:

– Произвол со стороны многих сотрудников казахстанской дорожной полиции вольно либо невольно поощряется невнятно прописанными законами и широкой “вилкой” штрафов за одно и то же нарушение.

И поведала о собственном печальном опыте. Вместе с мужем Елена Викторовна привезла дочь Галю в областную больницу на срочную послеоперационную перевязку ввиду внезапно открывшегося кровотечения. Свободных мест на разрешенной стоянке не было и пришлось припарковаться под запрещающим знаком. Вскоре возник непредставившийся сотрудник автоинспекции в форме и предложил за 5000 тенге наличными “все уладить неформально”. Без выписки квитанции. Про форс-мажорные обстоятельства и больную дочку страж дорожного порядка даже слушать не захотел.

– Тогда решайте все по закону! – потребовали принципиальные супруги Киселевы.

– Ах, по закону! – и злорадно ухмыляющийся полицейский протянул заполненный бланк на взыскание 15 минимальных расчетных показателей – примерно 17 000 тенге.

У немцев же произвол человека в форме практически невозможен уже и потому, что любая трактовка шоферского греха со стороны полиции напрочь исключается. На каждый “чих” в Германии имеется свой параграф. Внесенный в толстенные тома кодексов под названием “Verwarnungs” и “Bussgeld”.

В первом каталоге собран исчерпывающий перечень тех нарушений, которые наказываются штрафом, не превышающим 40 евро. Вторая же часть чревата не только серьезными денежными вычетами, но и накоплением штрафных пунктов. Если их наберется больше 18 – прощайте водительские права!

О роковом числе в любую полицейскую машину мгновенно сообщит после спецзапроса компьютер Федерального ведомства автодорожного транспорта ФРГ. Он размещен в городе Фленсбурге и только за минувший год вобрал в себя 8 миллионов 700 тысяч нарушений, охватываемых разделом II “Кодекса о штрафах”.

Избежать заслуженного наказания в Германии не удалось пока ни одному провинившемуся. Будь то сын министра внутренних дел или… самый пожилой автолюбитель страны.

Долгожителя выловили недавно под Гамбургом. Оказалось, что за все свои 103 года Алоиз Крашке так ни разу и не пытался сдавать экзамены на водительские права. Привлек же старичок внимание дорожной полиции лишь потому, что слишком уж осторожно, чуть ли не на ощупь, его лимузин крался по проселку.

– Все потому, что забыл дома очки! – досадовал позднее бодренький патриарх.

В конце позапрошлого года также на 400 евро был оштрафован водитель… инвалидной коляски с электрическим приводом. Безногий Гюнтер Эйхманн умудрился близ школы и под ограничительным знаком “30 километров в час” превысить скорость ровно вдвое.

За управление транспортным средством после употребления алкоголя или наркотиков в минувшем году только по сигналам граждан было оштрафовано в ФРГ 222 600 водителей!

“Наличман” и полисмен

Вашему собственному корреспонденту, которого вежливо, но настойчиво попросили не фотографировать фигурантов любой дорожной проверки и не наводить объектив на задерживаемые машины, довелось стать свидетелем тех редких моментов, когда неподкупные немецкие “гаишники” принимают деньги “из рук в руки”. Такое в Германии возможно только в случае, когда нарушителем ПДД оказывается иностранец, следующий через страну транзитом.

Не повезло, в частности, венгерскому “дальнобою”, доставлявшему что-то округлое, громоздкое и неустойчивое в Бельгию. Арнольд и Агнетта приладили к стропам в фургоне какие-то хитроумные приборчики, вытащенные из багажника своей патрульной машины. Вскоре приборчики выдали “диагноз”: грубейшим образом нарушается какой-то там “крепежный стандарт, индекс EN DIN 12195-2”.

Перед “водилой”, тщетно пытавшимся на ломаном английском хоть что-то оспорить, излучавшая любезность Агнетта раскрыла портативный компьютер с таблицами и схемами. Венгр горестно вздохнул и отправился в магазинчик близ заправочной за дополнительными ремнями.

После трехчасовой перетяжки всех креплений источник повышенной опасности расплатился за свое разгильдяйство еще и парой сотен евро. К ним дополнительно германские полицейские насчитали два червонца и “за обслуживание”.

Вся сумма была внесена в бланк строгой отчетности под видеокамеру, что закреплена в спецмашине.

Кстати, за минувшие 20 лет в ФРГ всего трижды дорожные полицейские садились на скамью подсудимых за попытку вымогательства взятки или уже полученную мзду. Во всех этих случаях отщепенцев “закладывали” агентам службы внутренних раследований их же коллеги, а то и напарники.

Самое выгодное – соблюдать законы

Трудно поверить, но водительских прав в ФРГ можно лишиться, даже… ни разу не сев за руль! Допустим, идете вы на “зеленый” по “зебре”, но вас задевает вдруг выскочивший сбоку автомобиль-нарушитель. В нем, как это было однажды под Штутгартом, оказался “казахендойче”. Поздний переселенец из Астаны, грубо нарушивший правила проезда через регулируемый перекресток и легко травмировавший – бывает же такое! – бывшего карагандинца.

“Наш” с “нашим”, понятное дело, предпочтет “договориться по понятиям”. Однако факт передачи 50-евровой купюры и попытку скрыть пусть и мелкое, но происшествие зафиксировала автоматическая видеокамера дорожной полиции.

В результате потерпевший получил сразу 7 баллов. Ведь по немецким стандартам “пешеход, являющийся участником ДТП и пытающийся самовольно покинуть место происшествия, является нарушителем закона”.

Даже если вы оказываетесь только свидетелем ДТП, но при этом уклоняетесь от оказания помощи потерпевшим, получаете 5 штрафных баллов в ваше водительское досье.

С водителей же автомобилей у немцев спрос беспрецедентно строгий. При наличии малейших следов наркотиков в крови выписывается квитанция на 250 евро, добавляется 4 штрафных пункта и отбираются права на месяц.

Правила нарушают только идиоты!

Хватит одного только поворота без подачи сигнала, чтобы о водительских корочках пришлось забыть на полгода. Прибавка к этому – 7 пунктов и неизбежный “идиотентест”.

Впервые этот термин появился в немецком обиходе лет 50 тому назад. Тогда на психомедицинское обследование направлялись только те, кто и с трех попыток не мог сдать экзамен на водительские права.

Почему “идиотентест”? Да потому, что в представлении законопослушного аккуратиста в Германии только сущий недоумок способен сесть за руль без должных навыков.

Со временем “идиотентест” стал неибежным для всех “лишенцев”. Его не избегают и великие политики, и знаменитые артисты, и прославленные спортсмены…

Ежегодно свыше ста тысяч человек пытаются пройти в ФРГ весьма дорогостоящий “тест для идиотов”. Более 40 000 из них теряют права из-за превышения алкогольной нормы в крови. Тысяч 20 попадаются на наркотиках. И только половине из всего этого числа удается вернуть свои водительские права.

До 37% штрафников каждый год признаются вообще непригодными для вождения машины. Еще 16% отправляются на дополнительные курсы, оплачиваемые из собственного кармана. Но и после них новый “идиотентест” неизбежен.

Состоит он из трех частей: медицинской экспертизы, включающей анализ крови и мочи на наличие алкоголя и наркотиков; проверки внимания и способности к реагированию и завершающей беседы с психологом, заготовившим весьма каверзные вопросы.

Допустим, подсовывают листик, на котором совершенно одинаковые кружки с пивом. И спрашивают: “В чем разница?”. Ляпнешь: “Все они одинаковые” – и завалишь экзамен. Правильный ответ здесь будет:

– Один бокал расположен слева. Другой – справа. Третий – посредине.

Не менее распространена и подобная ловушка:

– А сколько насчитывается деревьев на автобане B-27 при движении из Людвигсбурга в Хайльбронн?

Следует без запинки выпалить: „Столько же, сколько при поездке из Хайльбронна в Людвигсбург“.

– Не спорю, некоторые наши правила и требования могут показаться читателям вашей газеты очень уж сложными и строгими, – подвел итоги совместного рейда обер-комиссар Арнольд Кальверт. – Но не следует забывать, что именно благодаря такой жесткой политике на немецких дорогах государству удается сберечь десятки, сотни тысяч жизней. Чего и уважаемым казахстанцам желаем!

Фото Эммы Золовкиной-Чазовой. Штутгарт – Людвигсбург – Берлин – Гамбург

Сергей ЗОЛОВКИН, наш собственный корреспондент в Германии