Сначала прозвучала информация, что виной всему аммиак. Но, оказывается, беда пришла из-за хлора. До сих пор ищут предприятие, которое сбросило яд в многострадальный Урал.
По кому уголовная статья плачет
Атырау посетили представители межведомственной комиссии во главе с депутатом сената парламента Республики Казахстан Сарсенбаем ЕНСЕГЕНОВЫМ. 12 апреля в региональной службе коммуникаций Атырауской области представители Генеральной прокуратуры, МВД, министерства энергетики, комитета рыбного хозяйства обсуждали злободневную тему Урала, который сохнет и в котором гибнет рыба. По факту мора осетровых и частика даже было возбуждено два уголовных дела: по ч. 2 ст. 204 “Неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества” и ст. 328 УК РК “Загрязнение, засорение или истощение вод”.
Заместитель начальника следственного департамента МВД РК Мухтар КОЖАЕВ обнародовал результаты судебно-экологической экспертизы, назначенной по уголовным делам 12 февраля. Третьего апреля получены первые данные.
– По информации экспертов, причиной массовой гибели рыбы в реке Урал было отравление хлором, – проинформировал Мухтар Кожаев. – Экспертиза по выявлению источника заражения хлором продолжается.
Теперь предстоит выяснить, кто виновен в сбросе химического вещества, погубившего 118,5 тонны рыбы, в том числе огромное количество рыбы ценных пород.
Атырауская теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) признала вину в гибели частиковой рыбы, которую обнаружили с оторванными головами на канале Перетаска, и погасила ущерб на 1 миллион 200 тысяч тенге. Частик имел лишь механические повреждения, а отравления не было.
ЧС не дождались
Руководитель центра эколого-правовой инициативы “Глобус” Галина ЧЕРНОВА считает, что как можно скорее нужно восстанавливать нерестилища и что-то делать с мелеющим год от года Уралом.
– Рыба есть, но что в ней? В донных отложениях нашли кадмий, цинк и свинец. Из бюджета Прикаспия выделили десятки миллионов тенге на исследование Урала
Рыбные кооперативы заготавливают рыбу, отправляют на продажу, а можно ли ее есть?
История выявила, что у семи нянек дитя без глазу. Беспомощное поведение всех соответствующих служб – смотреть было не то что больно, а противно. Не объявили ЧС, когда идет непонятная ситуация, – возмущалась Галина Чернова. – Пять месяцев все ждем, что сделало следствие, что сделали госчиновники. Как продвинулось расследование? Это вот в сторону МВД маленький камушек.
Оказывается, рабочей комиссии до сих пор не предоставлен список реагентов, которые использовало на тот момент “Атырау Су Арнасы”.
По мнению общественницы, надо прекратить всякий сброс в Урал, разрешенный или неразрешенный. Ввести оборотное водоснабжение. Сброс воды с Ириклинского водохранилища в Российской Федерации составляет 50 кубических метров в секунду, а раньше было 30 метров в секунду. И все равно воды мало: Уральск топит, а Атырау – нет.
– Кто же забирает воду и на каком этапе? Почему в низовье реки абсолютная пустыня, уже даже не проходят суда с высокой посадкой, – недоумевает Галина Чернова. – А нерестилища? Их надо восстанавливать – если раньше у нас было около 60 нерестовых площадей, то сейчас единицы.
Директор Жайык-Каспийского Орхусского центра Шынар ИЗТЕЛЕУОВА по решению сложной проблемы сохранения Урала и рыбы в реке подготовила рекомендации. В том числе – провести математическое моделирование ситуации, которая могла привести к гибели рыбы, что позволит разработать адекватные мероприятия по предотвращению таких катастрофических случаев в будущем.
– Я была в Беркли (США), там большой институт, где проводят исследования о безопасности рыбы при ее употреблении. Что интересно, у них имеются конкретные рекомендации: не есть рыбу в тех реках, которые расположены вблизи промышленных предприятий, беременным, женщинам детородного возраста и детям. Было бы хорошо, чтобы Атырауский рыбный институт проводил подобные исследования.
Как проинформировал сенатор Сарсенбай Енсегенов, в декабре прошлого года он направил официальное письмо-запрос на имя генерального прокурора, далее отослал депутатский запрос премьер-министру. Сенатор акцентировал проблему, в частности, проверки газохимических и нефтяных предприятий, а также возможности введения запрета хозяйствующим субъектам сбрасывать в Урал техническую воду.
Так что ждем.
АТЫРАУ