Накануне во многих российских СМИ было опубликовано исследование «Левада-центра». В нем заявлено, что среди россиян рейтинг одобрения личности Иосифа СТАЛИНА достиг исторического максимума: 70 процентов.
Также указывается, что рост количества людей, одобряющих его деятельность, начался с 2015 года. Интересно, что положительно оценивают фигуру Сталина не только люди в возрасте, но и некоторая часть молодого поколения.
В Казахстане, конечно же, подобных социологических исследований никто не проводит, хотя эта личность имеет непосредственное отношение к нашей истории и успела «прославиться» на просторах казахстанских земель.
Понятно, что сам факт роста одобрения Сталина в России происходит не просто так, и, скорее всего, это делается целенаправленно. Если учитывать, что Казахстан находится под большим влиянием российского информационного пространства, то нужно ли нам опасаться роста одобрения Иосифа СТАЛИНА среди казахстанцев?
Об этой проблеме корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественным политологом Досымом САТПАЕВЫМ.
— С чем связано, что рейтинг одобрения Сталина среди россиян вырос до исторического максимума?
— Этот тревожный тренд мы наблюдаем последние несколько лет. Ежегодно в результате социологических опросов «Левада-центр» или тот же Фонд исследования общественного мнения показывают, что Сталин с точки зрения популярности среди простых россиян стремительно опережает многих деятелей прошлого и нынешних российских политиков.
Я считаю, что этот тренд очень опасный, и здесь есть несколько причин. Во-первых, это связано с проводимой политикой нынешнего российского руководства, которое делает ставку на так называемый ретроспективный патриотизм. В чем его суть? Это активная популяризация советского прошлого и советской символики. Причем в последние годы наблюдается некий микс из советского и царского режимов. В итоге в России мы наблюдаем интересный винегрет, где определенные царские символические тезисы смешивают с советской символикой. Например, если вспомнить, при царизме был лозунг «Самодержавие, народность, православие», теперь же при Путине он стал приобретать новое звучание. Естественно, все это связано с растущей ролью религии и церкви, а также с активными попытками представить российскую цивилизацию как уникальную в противовес западной. Чем «прославился» Иосиф Сталин в отношении казахского народа – историк
Параллельно с этим идет мощная популяризация советской истории, особенно определенных её страниц, то есть не учитывается трагический опыт: репрессии, ГУЛАГ, массовая гибель людей при Сталине, голод в Украине и Казахстане. Все эти темы целенаправленно отодвигаются в сторону российскими идеологами, а на первое место выдвигаются героические страницы прошлого, которые так или иначе связаны с Иосифом Сталиным, кто активно боролся с фашизмом. И это опять же вписывается в текущую политическую конъюнктуру. Мы сейчас видим, как в словарном запасе многих современных российских идеологов снова появляются термины былых лет. Ярлык «фашист» они клеят на всех подряд, как на внутренних так и на внешних врагов.
Так что повышение популярности Сталина – это результат ныне проводимой пропагандистской работы российского руководства, которое пытается представить Россию как некий аналог Советского Союза, который борется со всем миром, активно противостоит экспансии Запада и других игроков.
— Есть мнение, что в российском обществе есть тенденция, наоборот, вызванная неодобрением действий нынешних властей…
— Как упоминает тот же «Левада-центр», второй момент связан с тем, что многие россияне соскучились по «твердой руке». Вспомните фразу «Сталина на вас нет», которую раньше активно использовали, когда речь шла о каком-либо бардаке в сфере государственного управления или борьбы с коррупцией. Сталин сейчас популяризируется как человек, который жесткой рукой боролся с проблемами. Но, опять же, это в некоторой степени миф. Ведь если мы посмотрим на сталинскую номенклатуру, она тоже была не очень эффективной. Даже если вспомнить первый год ВОВ, все колоссальные потери, которые понес советский народ, тоже были связаны с тем, что в структуре госаппарата была мощнейшая чистка, особенно среди военных, что и привело к большому ущербу.
В любом случае, эта ностальгия россиян по «твердой руке» вылилась в поиск исторической личности, которая, по их мнению, этой рукой обладала.
— Причем ностальгия порой возникает у тех, кто в те годы даже не жил…
— Меня удивило, что, по исследованиям «Левада-центра», фигура Сталина стала очень популярна среди молодых людей. Обычно считалось, что вся эта ностальгия по Советскому Союзу и Сталину постепенно сократится по мере демографического уменьшения той части населения, которая ещё помнит те времена. А сейчас мы видим, что многие молодые люди стали позитивно относиться к Сталину, и это тоже очень тревожный момент. Скорее всего, это связано с тем, что для молодёжи Сталин начал напоминать полумифического героя, как, например, Че Гевара. Сложилось это, конечно же, из-за проводимой пропагандистской политики. Естественно, чем дальше в историческом плане фигура, тем больше вокруг неё возникает мифов, происходит ее героизация.
— Какое влияние может оказать подобная героизация Сталина?
— Я считаю это опасным моментом. Мы видим очередную попытку переписать историю. Идет принижение всех провалов, всей жестокости диктатуры Сталина, которая принесла горе миллионам людей. При этом возвышаются отдельные его черты, и подаются они достаточно гипертрофированно. В итоге люди видят Сталина как победителя и человека, создавшего мощное государство. И в этом случае история становится жертвой идеологии.
— Можно ли предполагать, что и в Казахстане рейтинг одобрения Иосифа Сталина будет расти, учитывая, насколько велико влияние России на нашу страну в информационном поле?
— Нужно учесть, что в последнее время на информационном поле Казахстана стали подниматься темы, которые показывают Сталина именно как диктатора, уничтожавшего миллионы людей благодаря своей политике. Например, активно поднимается тема голода в Казахстане, пишутся статьи, снимаются документальные фильмы. Это помогает многим казахстанцам, не только казахам, понять историю того периода.
Если раньше информационное влияние России было тотальным, то сейчас мы видим, что идут попытки создания противовеса с другим восприятием истории. Казахстанцы стали равнодушны к проблеме сталинизма, и это страшно — эксперт
Но и не стоит исключать того, что пока российские СМИ все-таки играют ключевую роль в плане формирования общественного мнения. В качестве примера: все социологические опросы, которые проводились в Казахстане, стали выявлять, что популярность Путина у многих казахстанцев тоже была достаточно высокой, и это как раз таки связано с информационным влиянием российских СМИ, которые смотрят многие казахстанцы. Сюда же можно привести в пример отношение к украинским событиям, когда казахстанское общество также раскололось на две половины, появились ярлыки «ватники» и «укропы» — это тоже влияние российских СМИ.
Мы видим, что их влияние пока достаточно сильное, но, с другой стороны, мы наблюдаем демографический тренд, который, скорее всего, это влияние немного уменьшит и будет уменьшать и далее. Я имею в виду рост казахскоязычного информационного поля. Сейчас появляется больше казахскоязычных передач, в социальных сетях появляется множество лидеров мнений, ориентированных на казахскоязычную аудиторию. Думаю, со временем этот естественный демографический тренд и увеличение казахскоязычного информационного поля сократят влияние российских СМИ на Казахстан.
— То есть переживать, что фигура Сталина может снискать одобрение среди казахстанцев, не стоит?
— Не стоит. Я думаю, здесь будет идти обратный процесс. Многие люди будут постепенно отходить от воспоминаний о Советском Союзе. И я надеюсь, что в Казахстане будет формироваться несколько другая форма идентичности – не ретроспективный патриотизм, а иная форма патриотизма, ориентированная на будущее, а не на прошлое.