Бесправные рабы или золотой фонд? - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-5 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бесправные рабы или золотой фонд?

Бесправные рабы или золотой фонд?

В Казахстане – самый здоровый рабочий класс. Нигде в мире нет такого низкого уровня профессиональных заболеваний – по крайней мере, так говорят данные статистики.

  • 9 Января 2009
  • 2291
Фото - Caravan.kz

В Карагандинской области в прошлом году выявлено 187 случаев профзаболеваний среди рабочих. Для региона, где из 170 тысяч рабочих 72 тысячи трудятся на вредных и опасных производствах, достижения, скажем так, просто фантастические!

Для сравнения: в Финляндии, к примеру, этот показатель в 35 раз выше. Не умеют финны заботиться о рабочих так, как у нас. А Кызылординская область и вовсе может претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса – здесь за последние три года не выявлено ни одного человека с признаками профзаболевания.

Те, кто хоть раз спускался в угольную шахту в Караганде или поднимался на домну в Темиртау, присутствовал при запуске ракет в Байконуре, в такую сказку не поверят. И будут правы.

Кто торгует здоровьем?

Как утверждает статистика, у нас в стране более 8 миллионов человек (53 процента) – активно работающее население. 690 тысяч из них заняты на вредных и особо опасных производствах. Это официальные данные.

А вот данные статистики не самой открытой, но все-таки доступной: износ основных фондов на предприятиях Казахстана давно уже перевалил за 50 процентов. К примеру, на угольных шахтах АО “Арселор Миттал Темиртау” 20 процентов подземного оборудования изношено на 100 процентов. Большая часть высоковольтных подстанций в эксплуатации по полвека. 90 процентов локомотивного парка вышло из депо 40 и более лет назад.

В других регионах ситуация не лучше. И как в таком случае Казахстану удается добиваться таких фантастических результатов в деле снижения профзаболеваний среди рабочих, остается секретом.

– Никакого секрета нет, и никаких успехов тоже, – объясняет директор Национального центра гигиены труда и профзаболеваний МЗ РК, доктор медицинских наук, профессор Ермек Сраубаев. – Зато есть нерешенная проблема, которую необходимо решать срочно. Принимать Национальную программу охраны труда работающего населения. Пока государство не возьмет решение этой задачи в свои руки, наши шахтеры будут формально оставаться самыми здоровыми людьми в мире, а наши работодатели и иностранные инвесторы будут продолжать безответственно губить здоровье рабочих.

Сегодня работодатель без труда уходит от ответственности за состояние здоровья своих рабочих. Хотя законодательно наши граждане надежно защищены. Только две статьи Трудового кодекса – 312 и 317 – если бы они беспрекословно исполнялись, решили бы все проблемы. Они обязывают (!) работодателя проводить плановые медосмотры рабочих за свой счет и возмещать ущерб в случае утраты работоспособности в условиях производства.

Плановые медосмотры сегодня – это практически единственный доступный путь выявления и профилактики профзаболеваний. Как они проводятся на деле, знает каждый, кто хоть раз проходил медосмотр: за 300 или 500 тенге вам проставляют штампы “здоров”, “годен”, “не выявлено”, “не обнаружено”, “в пределах нормы”…

– Сегодня лицензии на проведение медосмотров дают, можно сказать, всем желающим, – говорит профессор Сраубаев. – Наш центр располагает единственным в республике специальным диагностическим лабораторным оборудованием, у нас отличные специалисты. И мы тоже каждый год подаем заявки на участие в тендере по оказанию услуг – проведение медосмотров. Я предлагаю цену услуги – 1000 тенге, к примеру. Меньше просто нереально. А какая-то сельская амбулатория предлагает 300 тенге, частная клиника – 500 тенге. И заказ отдают им. И никого не волнует, что в санитарно-врачебной амбулатории (СВА) печати ставит чуть ли не сторож, а в частной клинике зачастую штампуют эти справки, не отходя от регистратуры. Вот и получается, что медосмотры сегодня – не метод профилактики и выявления проф­заболеваний, а просто источник доходов медучреждения. Чем формальней подход – тем выгодней работодателю. Ему нужна дешевая рабочая сила, и нужны врачи, которые каждый год исправно будут подтверждать, что эта рабсила здорова. А у нас на весь Казахстан не больше 20 врачей – специалистов по профпатологиям! Без вмешательства государства, без принятия системных нормативных актов и национальной программы мы просто не сможем противостоять силе частного капитала.

Кто платит – тот и диагноз заказывает!

Главный профпатолог Минздрава РК, главный врач клиники Национального центра гигиены труда и профзаболеваний, доктор медицинских наук Сауле Мухаметжанова приводит такие данные: почти 50 процентов больных, обратившихся в Национальный центр, поступают уже с запущенными формами болезней.

– Мы проверяли качество проводимых медосмотров в медцентрах корпорации “Казахмыс”, – говорит Сауле Мухаметжанова. – В штате медучреждений не было ни одного профпатолога! В результате проверки мы выяснили, что только на медном заводе 619 рабочих ежедневно работают в контакте со свинцом. И даже при первичном осмотре обнаружили 19 человек с явными признаками свинцового отравления. Руководству медсанчасти мы настоятельно рекомендовали срочно направить этих рабочих к нам, в центр, потому что только здесь можно провести лабораторные исследования и подтвердить диагноз профессионального заболевания, после которого работодатель будет обязан выплачивать полную компенсацию. Так вот, ни один рабочий в Караганду не приехал! Всего в результате проверки мы выявили 138 рабочих, которым срочно требовались специальное лечение и выход на пенсию по профзаболеванию. Приехали только 14 человек. Хотя мы неоднократно и настойчиво обращались к главным врачам медсанчастей. Они просто игнорируют наши запросы. И продолжают работать под диктовку работодателя.

Крепче за здоровье держись, шахтер!

Специалисты-профпатологи решение проблемы видят в одном: медосмотры необходимо вывести из-под частной и ведомственной крыши и направить в государственные независимые учреждения.

– На предприятиях АО “Арселор Миттал Темиртау” и корпорации “Казахмыс” сегодня появились специалисты только благодаря усилиям Национального центра гигиены труда и профзаболеваний, – рассказывает главный профпатолог Карагандинской области Айгуль Аманбекова. – Но эти врачи работают в составе ведомственных медучреждений. Они зависят от работодателя. А альтернативы, к сожалению, пока нет. У нас в области пока нет ни одного государственного кабинета профпатологии. А на предприятиях проф­заболевания скрывают. В прошлом году официально было зарегистрировано 187 новых случаев профзаболеваний. Для сравнения: в 1996 году было выявлено 509. В результате проверок предприятий мы выявили более 200 только шахтеров и металлургов с подозрениями на профзаболевания. Конечно, этот диагноз необходимо официально подтверждать в нашем центре. Но “подозреваемые” не приходят.

Конечно, лично господа Миттал или Ким не сидят в медкомиссиях и не ставят диагнозы. Но есть конкретные управленцы, которые следят за этим процессом и “регулируют” его в угодную сторону. Только этим можно объяснить тот факт, что за последние десять лет, с приходом в Караганду “Арселор Миттал”, уровень профзаболеваний среди шахтеров резко сократился. Если в 1995 году на крупной шахте ежегодно врачи выставляли диагноз “профзаболевание” не менее 50 шахтерам, то теперь профзаболеваниями на этих же шахтах “страдают” от силы 5–8 человек.

Впрочем, часто и сами рабочие до последнего скрывают болезни из опасения потерять работу. Проверка комиссией предприятий корпорации “Казахмыс” выявила 24 случая, когда рабочие были просто уволены после длительного пребывания на больничном листе по общему заболеванию.

Денежная подоплека проблемы очень проста: за утрату трудоспособности по профзаболеванию платит работодатель. Инвалида по общему заболеванию содержит государство. И работодатель без особого труда переправляет рабочих, потерявших здоровье по его вине, в государственный карман. А государство безропотно их принимает.

От редакцииНаша газета не первый раз поднимает проблему охраны труда рабочих и состояния здоровья работающего населения. И эти публикации не раз становились поводом для проведения прокурорских проверок. Однако ни одна, даже самая жесткая проверка не решит проблему, пока не будут приняты Национальная программа охраны труда работающего населения и соответствующие законодательные акты. А потому мы обращаемся к нашим законодателям, нашим депутатам: здоровье рабочих – это основа нашей национальной экономики, и от вас зависит, насколько эта основа будет защищена законами.

Татьяна ТЕН, Караганда