Пока поправки не прошли через сенат и не подписаны Президентом, они нелегитимны. Понятно, что мы обязательно ознакомимся с результатом труда депутатов и напишем об этом, но сейчас говорить о чем-либо рано. Зато у нас имеются другие хорошие новости для собственников. Реакция на наш материал, вышедший в прошлом номере, была почти молниеносной. Похоже, нам удалось найти слабое место местного гегемона капитализма.
Напомню вкратце, в чем там было дело: нам удалось подвести алматинского поставщика тепла и горячей воды ТОО “Алматинские тепловые сети” (ТОО “АлТС”) к саморазоблачающей ситуации. Отвечая на наши вопросы, монополист не заметил, как фактически признал, что многие годы нарушал закон и предоставлял услуги не в соответствии с типовым договором, утвержденным правительством, а по своим правилам.
У нас все ходы записаны
Больше всего нареканий со стороны наших читателей вызвала манера бизнесменов накручивать пеню на долг даже после подачи иска в суд и вынесения решения. Это при том, что все остальные предприниматели страны в подобных случаях могут получить индексацию лишь в случае согласия суда. Причем рассматривается поданное заявление в судебном процессе с приглашением должника, и если причина задержки будет признана уважительной, а никаких материальных потерь истец не несет, то в индексации долга будет отказано.
Добавлю, что к подобной мере прибегают крайне редко, даже для банков важно скорее получить долг, чем ходить по судам и добиваться индексации. Но самое главное в нашей истории, что данный пункт в договоре монополиста, как, впрочем, и все остальные, был его полной отсебятиной, ничего подобного в типовом договоре от правительства предусмотрено не было.
Подробно ситуация описана в номере “КАРАВАНА” от 5 апреля 2019 года, вы можете ознакомиться со статьей на нашем сайте Сaravan.kz.
Теперь о самой реакции: после выхода статьи, где мы в том числе обращали внимание нового министра на эксклюзивные, невесть откуда взявшиеся права монополиста, на сайте ТОО “АлТС” появился-таки договор, отвечающий требованиям закона и правительства, скандальный пункт, понятно, исчез, как и сам старый договор.
Правда, вновь не обошлось без уловок, документ сопровождается датой 1.10.2018 г., что, мягко говоря, не соответствует действительности. Слушайте, вот глядишь на них, ну прям дети, честное слово. Неужели они думали, что мы не заметим. У нас же все ходы записаны – ответ на запрос, касающийся скандального пункта, получен нами 16 ноября 2018 г., то есть спустя полтора месяца после того, как новый вариант якобы был принят монополистом, и в нем на голубом глазу гегемон обосновывает свою правоту и, главное, законность наличия пресловутого пункта. Кому интересно, могут прочитать материал “Мы так не договаривались” от 7 декабря 2018 г. на нашем сайте. Так что налицо желание монополиста ТОО “АлТС” – пусть хоть неуклюже, но уйти от ответственности.
Повторюсь, что все эти годы собственникам начислялась пеня на решения судов и все остальные многие месяцы, пока юристы монопольщика не могли донести исполнительные листы до судебных исполнителей.
Теперь уже совсем неприятное для теплодателей: “Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования”. Это цитата из того самого приказа, утвердившего типовые договоры, так вот, данная редакция договора вступила в действие через десять календарных дней после публикации, то есть в апреле 2015 года, а никак не спустя три года – 1 октября 2018-го (приказ и. о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 г. № 266 “Об утверждении типовых договоров на предоставляемые регулируемые коммунальные услуги (товары, работы), а также на иные предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы), относящиеся к сфере естественной монополии”). Игры в монополию: что скрыто в договорах, навязанных собственникам от коммунальщиков
Причем можете не сомневаться, что и до 2015 г. типовой договор не позволял своевольничать монополистам-коммунальщикам. За этим следила ст. 14 Закона “О естественных монополиях и регулируемых рынках” (пп. 1) п. 1 ст. 14. Редакция от 9 июля 1998 г.). Хотя с января 2019 года в силу вступил новый Закон “О естественных монополиях”, в нем данное требование к монополистам сохранилось, изменился только номер статьи. К слову, сам приказ с типовыми формами договоров, а также обе редакции закона находятся в открытом доступе на сайте министерства юстиции РК adilet.zan.kz, и вы можете с ними ознакомиться.
Кто ответит
Мы не случайно заговорили об ответственности монополиста. Дело в том, что даже нынешний вариант правительства не защищает интересы собственников и их права. Ну, например, за данное злостное нарушение законодательства в лучшем случае монополист будет оштрафован, ни один из собственников не получит неустойку за незаконные действия поставщика. Потребители, кому была незаконно начислена пеня, потратят немало времени на то, чтобы им был сделан перерасчет. К слову, мы последим за этим: по идее ТОО “АлТС” обязано произвести перерасчет самостоятельно, до обращения.
Возьмем другую недавнюю ситуацию. Алматинские антимонопольщики провели проверку ТОО “АлТС”, собственники жаловались на то, что, несмотря на установку у них в домах общедомовых приборов учета тепла, им был выставлен тариф на горячую воду, предусмотренный для тех, у кого данного прибора учета нет. Скажем сразу, разница существенная. Антимонопольный орган проверку провел, факт установил, и вот какой ответ на наш запрос нам предоставил: “В связи с многочисленными обращениями горожан на необоснованные начисления за услуги горячей воды за прошедший отопительный период антимонопольным органом проведена проверка деятельности Алматинских тепловых сетей. Выявлены нарушения со стороны сотрудников
ТОО “Алматинские тепловые сети” при внесении показаний приборов учета, а именно: утеря архивных данных, внесение неверных показаний, несвоевременное внесение данных и т. д.
Данные действия привели к тому, что потребители, оплачивающие за комуслуги по показаниям общедомового прибора учета, платили за горячую воду по завышенным тарифам наравне с теми жителями, кто еще не установил ОПУ по общегородским тарифам. Кроме того, по причине систематических нарушений норм законодательства, регламентирующих механизмы начисления за горячее водоснабжение, завышены платы, выставляемые потребителям. По итогам проверки департамента возбуждено административное дело на 100 миллионов тенге, вынесено предписание о возврате денежных средств потребителям в размере 1,1 миллиарда тенге. Обоснованность итогов проверки нашла свое подтверждение в первой инстанции судебных органов”.
Обратим ваше внимание, 1 миллиард 100 миллионов тенге было получено ТОО “АлТС” летом 2018 г., когда доллар стоил в пределах 320 тенге. Если провести простейшую финансовую операцию и купить на 1 миллиард 100 миллионов тенге доллары по цене 320 тенге за штуку, то, продав их спустя полгода, когда цена инвалюты достигла уже 380 тенге (мы намеренно не привязываемся к реальному курсу, который в тот момент был еще выше), то монополист получит прибыль в размере 206 миллионов 250 тысяч тенге.
Тут и штраф можно заплатить 100 миллионов, и еще 106 миллионов с лишним останется. А где здесь защита интересов собственников?
Мы молчим о том, что до сих пор незаконно полученные деньги не возвращены собственникам, монополист имеет право защищать свои интересы в суде, но кто защитит интересы собственников? Ведь типовой договор, утвержденный правительством, не предусматривает ответственности за подобные нарушения, нет там пункта, который бы обязал поставщика в случае незаконно полученных сумм, выявленных по результатам проверки, выплатить пеню в равноценном размере – 1,5-кратной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком РК, за каждый день использования данных средств. "КАРАВАН" разобрался со снижением тарифов в Алматы
Ничего особенного в подобном подходе нет, именно по таким правилам “равноценной ответственности” заключаются договоры между бизнесменами. Один задержал платеж – плати пеню, другой задержал исполнение договора или поставку товара – тоже плати пеню в том же размере.
По другим правилам в бизнесе не играют, никто не станет ставить себя в ущербное положение. Так почему государство поставило собственников в подобные условия?
Ведь из-за отсутствия конкуренции государство в лице правительства взяло на себя функции того второго бизнесмена, который должен заключать договор по выгодным для него условиям. Так почему не уравняли обе стороны, раз наделили такими правами монополистов.
К слову, не понятна щедрость для монополистов – 1,5-кратный размер ставки рефинансирования. Подобный максимальный размер предусмотрен Налоговым кодексом для тех случаев, когда работодатель задержал платеж пенсионных отчислений своих работников, причем деньги падают на их счет в пенсионном фонде. Здесь мы видим заботу государства о своих гражданах. А почему такая забота о “жирных котах”? У них штат юристов, бухгалтеров, законодательно их иски о взыскании задолженности рассматриваются в упрощенном порядке, то есть они подали свой иск или заявление, и суд их требование удовлетворил, никого не вызывая (с января 2019 г. то же самое делают нотариусы. – Прим. авт.). Что может быть проще: проставил другие фамилии и суммы в готовом шаблоне иска, сунул бумажку, куда закон велит, и получил решение. Думаете, они, бедненькие, терпят из-за должников убытки и торопятся взыскать долги? Отнюдь.
Как писалось выше, один из наших читателей жаловался, что исполнительный лист монополист передал судебному исполнителю через 1,5 года после вынесения решения, все это время накручивая пеню.
Нам известны случаи, когда монополист обратился в суд о взыскании задолженности за 5 лет, на вопрос судьи, почему так долго не приходили, юрист пояснил, что они готовят иски по заявке отдела задолженности, и ранее она к ним не поступала. Но если ребята не бедствуют и очевидно злоупотребляют правами, данными им государством, может быть, пришло время навести баланс, уже исходя из реальности нового законодательства и необходимости защиты интересов и прав собственников?
Вопрос – не риторический, тему мы не оставим и продолжим мониторить ситуацию, а в ближайших выпусках “КАРАВАНА” поговорим о том, как можно отыграть ситуацию до внесения поправок в типовой договор.