Сотни миллиардов тенге закатали в асфальт - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сотни миллиардов тенге закатали в асфальт

Сотни миллиардов тенге закатали в асфальт

Почему алматинские развязки неэффективны и даже опасны для горожан? А выделенных миллиардов тенге оказалось… слишком мало, чтобы построить действительно качественные развязки?

  • 12 Декабря 2008
  • 1364
Фото - Caravan.kz

Власти закатывают огромные суммы в асфальт, несмотря на кризис, скандалы из-за растраченных не по назначению средств и критическое мнение экспертов…

Интуиция подвела…

– В Алматы развязки строились и строятся… интуитивно, – говорит вице-президент по программам ТОО “НИИ транспорта и коммуникаций” Александр Богданчиков. – По упрощенным инженерным расчетам, хотя уже давно во всем мире существует транспортное моделирование.

Специальные программы не только вычисляют, надо ли именно в этом месте что-то “развязывать”, но и сами проектируют оптимальные варианты развязок, которые могли бы эффективно решить проблему заторов. Кстати, такая программа у нас, как выяснилось, уже давно есть. Но по ней еще не смоделировано ни одной развязки…

– У нас есть программа, но чтобы она заработала, нужно собрать огромное количество различной информации, на это нужны деньги, – сетует эксперт.

Разве не удивительно, что власти города сначала очень оптимистично выложили за программу немалую сумму, а потом о ней как будто позабыли? Программа была куплена в Германии за несколько десятков тысяч долларов плюс почти столько же ушло на подготовку кадров и консультации. Чтобы довести дело до конца, по расчетам экспертов, требуется вкладывать первые три года приблизительно 200 миллионов тенге.

Откуда такие суммы? Собирать информацию – дорогое удовольствие, объясняют ученые. И в отличие от других стран с этим делом у нас вообще не все ладно. Мы до сих пор используем людей-“счетчиков”, которые по 12 часов стоят на перекрестках за 400 тенге в час. За такие деньги точность, понятно, никто не гарантирует. А потом выясняется, что развязка неэффективна. Интуиция подвела…

Но даже если однажды программа по моделированию начнет работать над нашими перекрестками, с трудом верится, что ее советы услышат. Как показывает практика, решения у нас принимаются не ради эффективности и пользы будущего объекта, а в угоду рядом стоящих бизнес-центров, отелей и крутых домов. Потому и развязки у нас – экстремальные.

“Смертельный тоннель”

Яркий пример тому – развязка, построенная на пересечении проспектов Райымбека – Суюнбая и уже прозванная водителями “смертельным тоннелем”.

– Тоннели развязки слишком узкие, наклон крутой, опасность попасть здесь в аварию очень велика, – говорит водитель Айдос Каратаев. – Машины летят на скорости и не видят, что за крутым поворотом стоит “хвост”. Вечерами пробка собирается даже в тоннеле! А шофер, который не знает этого, буквально влетает в подземную часть – ведь здесь, по сути, должно быть беспрепятственное движение!

– Страшно представить, что будет в этом тоннеле, когда начнется гололед, – вторит ему водитель Евгений Романов. – От аварий не спасет ни соль, ни песок. Машины будут просто слетать вниз и ударяться о стену, ведь вырулить на гололеде будет непросто, а тоннель не дает возможности для маневров.

Даже на развязке по улицам Рыскулова – Белинского, где очень широкий и прямой съезд в подземную часть, постоянно происходят аварии, на разделительном ограждении уже появляются траурные венки. А тоннель развязки на Райымбека – Суюнбая не такой широкий, там предполагается всего двухрядное движение.

Брезентовые подушки безопасности

Тоннельное движение – одно из самых опасных, говорят эксперты. В европейских странах существуют очень жесткие требования к безопасности тоннелей. А у нас, как выяснилось, даже нет нормативов.

– Наши проектировщики руководствуются только автодорожными нормативами, но для условий города они не годятся, ведь в условиях плотной застройки приходится делать тоннели с очень маленьким радиусом поворота, и это достаточно опасно, – говорит наш независимый эксперт. – В результате у нас каждый проектно-исследовательский центр или институт делает свои нормы…

Мы нашли проектировщиков развязки на Райымбека – Суюнбая. В ТОО “Трансстройпроект” на наши вопросы ответила главный инженер Светлана Гальберг. Каково же было наше удивление, когда проектировщики признались, что сами не совсем удовлетворены своим проектом:

– Когда начиналось проектирование, мы предлагали несколько вариантов. Самый удачный был с эстакадной частью, которая огибала полукольцом здание “Саяхата”. Но на городском совете этот вариант не приняли, сказали: делайте только тоннельный вариант… Сделать полноценную развязку в двух уровнях – нереально. И мы вынуждены были сделать поворот под острым углом. Земли автовокзала “Саяхат” оказались выкуплены, там будет построен огромный развлекательный центр. У нас не было возможности даже развернуться, мы сделали все, что могли в таких очень стесненных условиях…

Как выяснилось, проектировщики не могли даже заложить тротуар по правой стороне проспекта Суюнбая, так как эта территория тоже оказалась выкупленной… Клочок земли с трудом выторговали у нового владельца.

А ведь на строительство этой развязки потратили почти 5 миллиардов тенге!

Безопасности не ждите!

Несмотря на все нюансы, проектировщики уверяют, что развязка, пусть и “эконом-класса”, но безопасна и построена с учетом норм проектирования в стесненных условиях.

Для чего же тогда на крутом повороте в ближайшее время собираются установить цветные бочки, обтянутые брезентом в яркую черно-желтую полоску? Чтобы смягчать удар, пояснили эксперты…

По словам экспертов, в Алматы практически нет полноценных развязок. Чтобы “обойти” некоторые здания, приходится поступаться целыми эстакадами, ставить светофоры, превращая развязку в обычный перекресток…

– Когда мы строили эстакаду по Рыскулова, из-за того, что не могли снести один дом, пришлось построить кривой мост, теперь, когда по нему все проезжают, в первую очередь имеют претензии к нам – проектировщикам. Но мы лишь исполнители…

Претензий к проектировщикам у горожан действительно много. Свои жалобы на развязки высказывают не только водители, но и родители учеников близрасположенных школ – по их мнению, развязки несут реальную угрозу для жизни их детей.

Экономия на жизни детей?

В редакцию обратились родители учеников школы № 52, которая расположена прямо напротив развязки на Райымбека – Суюнбая. Они настаивают на том, чтобы развязку срочно доработали.

– Раньше около школы был подземный переход, и ученики могли спокойно перейти улицу с интенсивным движением. Но когда строили развязку, о том, что здесь ходят сотни детей, позабыли. Пешеходный переход убрали, а вместо него ничего не построили, – возмущается Айман Доспекова. – На моих глазах недавно мальчика чуть не сбила машина, водитель вовремя затормозил, но избежать столкновения с другой машиной, которая шла сзади, ему не удалось…

В администрации школы об этой проблеме знают не понаслышке:

– Мы уже не раз обращались в УДП и к чиновникам разного уровня с просьбой решить эту проблему. Почему при проектировании не были учтены вопросы безопасности школьников?

И мы снова адресуем этот вопрос нашим проектировщикам.

– Мы не могли сохранить пешеходный переход, иначе бы это получилась не развязка, а катакомбы, – говорит Светлана Гальберг.– К нам тоже приходили многочисленные жалобы, но мы ничего не можем поделать. Сделали переход в 250 метрах от перекрестка согласно нормам…

То, что непоседливых детей не заставишь идти такое расстояние, похоже, уже никого не интересует. Главное – нормы соблюдены. И дети продолжают толпами перебегать опасную дорогу, чудом уворачиваясь от несущихся автомобилей. Для них, не осознающих опасности, это что-то вроде аттракциона. Но взрослые-то должны знать, что такие “аттракционы” смертельны?!

Проблема безопасности пешеходов не решена на многих развязках. Идеальным вариантом, говорят эксперты, для таких объектов было бы строительство наземных пешеходных переходов. Но делать их не спешат. Неужели это еще одна статья экономии?

Сделайте мне так же!

Поговаривают, что развязки тоннельного типа стали активно строиться в городе после того, как один из бывших градоначальников вернулся из очередной зарубежной командировки, где был поражен подземными дорогами. Предупреждения ученых, что тоннельные варианты не подходят для нашего города, который расположен под определенным наклоном да еще отличается очень близким залеганием грунтовых вод, якобы были учтены – все проблемы должны были решить мощные насосы для откачивания дождевой и грунтовой воды в специальный резервуар.

Но первые же обильные дожди “подмочили репутацию” сразу нескольким новым развязкам города. Вода в тоннелях достигала почти метра, водители и пассажиры были вынуждены выбираться вплавь…

Опять же все претензии адресовали к проектировщикам, якобы неправильно спроектированы развязки. На самом деле, пояснили специалисты, это еще одно последствие экономии. Насосы работают от электрической сети. Отключился свет в районе – и насосы перестали работать. По хорошему, признают эксперты, для таких объектов нужны автономные источники энергии, но они – опять же! – стоят больших денег. Которых, как всегда, не хватило.

Мы перечислили уже несколько основных статей экономии. Но дешевыми наши развязки никак не назовешь. Почему же не хватает выделенных миллиардов?

Куда уходят деньги?

Любопытные факты обнаружили при проверке сотрудники департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью г. Алматы. Внимание сотрудников финпола привлек один из самых дорогих проектов – Восточная объездная дорога, которая тянет на десятки миллиардов тенге!

У проверяющих возникло сразу несколько вопросов. Например: законны ли проведенные конкурсы? По целевому ли назначению использованы бюджетные денежные средства, выделенные застройщику ТОО “Дормехстрой”?

Оказалось, при проведении повторного открытого конкурса государственных закупок было допущено завышение общей сметной стоимости на сумму 427 миллионов 360 тысяч тенге. Суммы немаленькие, и чиновники из управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Алматы должны были сразу выявить это, ведь, по словам сотрудников финансовой полиции, это входит в компетенцию данного управления, есть даже специальный производственно-технический отдел, который должен заниматься этим.

Деньги были выделены, несмотря на то что госэкспертиза дала заключение на более “скромную” сумму…

При этом чиновники умудрились дважды заплатить застройщику за одну и ту же работу!

– Таким образом, должностные лица департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Алматы, злоупотребляя своим служебным положением, действуя в сговоре с директором ТОО “Дормехстрой”, нанесли ущерб государству на сумму 427 миллионов 360 тысяч тенге, – сообщили нам в пресс-службе департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по г. Алматы.

В ходе проверки были выявлены и другие нарушения. Оказалось, чиновники выплатили 41 миллион 967 тысяч 800 тенге застройщику за работу, которую он должен был сделать, но почему-то не сделал.

На путепроводе через речку Малую Алматинку не смонтировали пролетные строения, а на транспортной развязке на пересечении проспектов Аль-Фараби и Достык оплатили несделанные разметку проезжей части и установку световозвращателей.

Проверка этих объектов продолжается до сих пор. И неизвестно, сколько еще потраченных впустую миллионов обнаружат сотрудники финпола.

Вот и непонятно – мы экономим на развязках или транжирим?

На 427 миллионов 360 тысяч тенге, которые “затерялись” в сметах при строительстве Восточной объездной дороги в Алматы, можно было:

• Спасти жизнь 20 детям, больным лейкемией. Операция по пересадке костного мозга за границей стоит около 20 миллионов тенге.

• Построить 42 дошкольных мини-центра в селах по всей республике. Один центр обходится в 10 миллионов тенге, из-за нехватки средств сегодня только один из десяти детей в Алматинской области имеет возможность получить место в детском саду.

• Вылечить порок сердца у 712 детей, операция стоит около 600 тысяч тенге.

• Проложить в селах около 800 километров дорог.

• Обеспечить ходунками всех детей, больных ДЦП. Сегодня их около 12 тысяч, один ходунок стоит 17 тысяч тенге.

• Пробурить около 140 артезианских скважин в селах Казахстана, которые вынуждены покупать втридорога привозную воду.

Александра МЫСКИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)