Здание казахстанской тюрьмы, где сидел Достоевский, могут снести до основания - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Здание казахстанской тюрьмы, где сидел Достоевский, могут снести до основания

Здание казахстанской тюрьмы, где сидел Достоевский, могут снести до основания

Знатоки истории давно бьют тревогу о разрушении исторической части города. Если еще несколько лет назад оставались нетронутыми целые кварталы в бывшей татарской купеческой слободе, где можно было снимать исторические фильмы, сегодня таких мест не найти.

  • 4 Апреля 2019
  • 3035
Фото - Caravan.kz

Дома сносятся, перестраиваются, обшиваются зеркальными панелями.

– В Семее сохранилось немало зданий, построенных еще в XIX веке, и каждое из них по-своему уникально. Но мы все чаще становимся свидетелями их уничтожения, – отметил председатель краеведческого общества “Прииртышье” Марат САСАНОВ.

К примеру, сейчас осталась последняя стена старинного здания на пересечении ул. Мангилик ел и Кабанбай батыра.

Недавно сменившийся собственник поначалу говорил о том, что хотел бы сохранить исторический облик строения, скрытый под современными облицовочными панелями по прихоти предыдущего владельца. Но, к удивлению горожан, здание разрушают до основания, чтобы на его месте построить другое.

– Еще совсем недавно возле музея Абая располагалось одноэтажное красивое издание из красного кирпича. Клеймо указывает, что оно было заложено в конце XIX века.

Когда узнали, что его будут сносить, успели сфотографировать кокошник на этом доме, на котором была выложена тамга Крымского ханства – знак власти.

Так называемый трезубец присутствует на флаге крымских татар, а когда-то печатался на монетах Крымского ханства, – пояснил Марат Сасанов. – Скорее всего, семипалатинский купец, который строил этот дом, хотел продемонстрировать принадлежность, показать, что дом татарский. А может быть, он имел какое-то отношение к ханскому роду или просто желал иметь на своем доме знак власти. Это было очень интересное строение. Теперь его нет.

Самое печальное, что решения о продаже и разрушении старинных зданий принимаются кулуарно и становятся неприятным сюрпризом для горожан. СЕМЕЙные святыни

Люди узнают о сносе очередного исторического объекта, только когда там начинает работать бульдозер. Именно так в свое время произошло со зданием бывшей гауптвахты – старейшего каменного сооружения Семея.

Оно было последним из сохранившихся объектов, возведенных первостроителем города капитаном Андреевым. Сейчас в городе ходят упорные слухи о том, что продано и готовится к сносу здание старой тюрьмы, построенной еще в позапрошлом веке. В числе ее узников был Федор Достоевский, именно сюда его привезли после Омской каторги. Да, возможно, это здание мрачное, в нем до конца XX века располагался следственный изолятор. Но у этого сооружения особенная история, неразделимая с историей Семея.

Как сохранить наследие прошлых веков?

Чтобы сохранить хотя бы часть исторических построек, краеведы разработали ряд предложений, с которыми обратились к акиму Семея Ермаку САЛИМОВУ.

– Государственная программа “Рухани жаңғыру” призвана сохранять материальное наследие прошлого, на это же направлено и ускоренное развитие внутреннего туризма. Но для того, чтобы привлечь в наш город туристов, особенно зарубежных, необходимо показать им то, что они больше нигде не смогут увидеть. Город должен иметь свое историческое лицо. Однако сейчас сложилась ситуация, когда владельцы зданий перестраивают их без учета сохранения исторического облика, – заявили краеведы в обращении к градоначальнику. – Таким образом, здания, создававшие неповторимый облик города и являвшиеся его “изюминкой”, превращаются в безликие коробки, облицованные зеркальными панелями. Многие дома просто сносятся для нового строительства.

Поэтому краеведы предложили градоначальнику создать при акимате рабочую группу по оценке архитектурно-исторического значения старинных зданий.

Наиболее ценным будет присвоен статус памятников истории и культуры. Государство возьмет их под защиту и определит район исторической застройки.

– Но акимат переслал наше письмо в отдел архитектуры, там нам ответили, что этот вопрос находится не в их компетенции, и порекомендовали обращаться в отдел культуры. Однако мы ждали не таких отписок. Мы хотим совместно с властями разработать алгоритм по сохранению историко-культурного облика города, пока еще есть что спасать. Будем вновь поднимать этот вопрос, – подчеркнул Марат Сасанов. Бизнес перешел все границы: власти Семея продали кусок улицы без учета мнения горожан

“Злая рука творит бесчинства”

При этом в Семее есть здания, которые имеют официальный статус памятников истории и архитектуры и внесены в специальные реестры историко-культурного наследия. Об этом свидетельствуют размещенные на таких домах таблички с пометкой “охраняется государством”. Беда в том, что таблички украшают… руины! Например, второе десятилетие подряд при полном бездействии разрушается здание первого в Казахстане телеграфа. В конце прошлого века, по частной инициативе любителя истории, в этом доме был организован музей связи. После смерти энтузиаста экспонаты передали в учебные заведения, а само здание бросили на произвол судьбы.

Без ухода, тепла и хозяйской руки, несмотря на “охрану государства”, здание стремительно разрушается. Сейчас в нем уже рухнула крыша, снег и дождь теперь беспрепятственно попадают во внутренние помещения, что лишь ускоряет агонию памятника архитектуры.

– Это парадокс: здания, которые по закону должны охраняться государством, не восстанавливаются, а целые здания, которые могут простоять еще сто лет, разрушают. При этом у нас безбожно, с откровенными нарушениями законов и норм, застраивается центр города. И зачастую ради новых построек сносят именно старинные дома.

Их новые владельцы не смотрят ни на что – сносят красивые и некрасивые, исторические и неисторические, разницы нет, им главное – построить объект в центре, чтобы потом выручить больше денег.

Народ всегда очень емко и цепко излагает свои мысли, и сейчас пошла поговорка о том, что в Семее процветает щелевое строительство. Люди резюмируют, что мы живем во время, когда деньги победили всё – и здравый смысл, и ценность собственной истории, – говорит председатель краеведческого общества “Прииртышье”.

Можно понять, когда под снос попадает ветхое строение. Но трудно смириться с тем, что уничтожаются добротные дома с самобытным обликом и долгой историей.

– Это просто моя боль. Я живу в этом городе, и вроде бы мы что-то делаем, чтобы сохранить историческое наследие, но воз и ныне там, мы ничего не можем исправить. Такое впечатление, будто чья-то злая рука творит бесчинства в городе, облик Семея просто уродуется, но власти не слышат голос разума, – посетовал Марат Сасанов.

СЕМЕЙ