С 19 марта 2019 года на кыргызско-казахстанском участках государственной границы был усилен контроль в отношении транспортных средств, загруженных товарами народного потребления. При этом каждое транспортное средство, перевозящее товар, подвергается тщательному досмотру, в связи с чем, время пересечения кыргызско-казахстанского участка государственной границы значительно увеличивается. Об этом говорится на сайте министерства экономики КР, передает Zakon.kz.
Так по данным мониторинга Минэкономики на 7:00 утра 1 апреля, т.г. на пункте пропуска "Актилек-автодорожный" простаивают около 230 грузовых автотранспортных средств, в настоящее время скопилось более 250 грузовых автотранспортных средств.
"Кыргызская Республика в связи со сложившейся ситуацией считает, что проводимые казахстанской стороной дополнительные меры контроля являются нарушением норм права Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и ограничивают свободу передвижения товаров — основополагающих принципов функционирования единого рынка ЕАЭС", — говорится в сообщении.
По информации Комитета государственного дохода Министерства финансов РК на границе осуществляется проверка и сканирование следующих документов:
— CMR (международная товарно-транспортная накладная);
— ТТН (товарно-транспортная накладная);
— Инвойс или счет фактура;
— Техпаспорт на транспортное средство;
— Талон о прохождении границы.
"Подобные действия являются осуществлением скрытого таможенного контроля, что в корне противоречат нормам Союза, а также нарушают положения статьи 25 Договора о ЕАЭС в части обеспечения свободы передвижения товаров на внутреннем рынке ЕАЭС", — считают в Кыргызстане.
Так, в соответствии со статьей 25 Договора о ЕАЭС в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля.
"Вместе с тем, следует отметить, что такие меры влекут за собой для поставщиков Кыргызской Республики финансовые издержки, связанные с увеличением простоя, а также негативные последствия, связанные с невыполнением обязательств перед контрагентами по срокам поставки товаров, что приведет к снижению экономической активности страны в целом", — отметили в Минэкономики КР.
Министерство экономики КР предлагает правительству страны инициировать отзыв Членов Коллегии (Министров) Евразийской экономической комиссии для проведения консультаций по сложившейся ситуации на границе.
Между тем 2 апреля пресс-служба Министерства финансов РК сообщила, что Казахстан и Кыргызстан договорились выявлять факты недостоверного декларирования товаров.
Кыргызские товары, импортируемые в Казахстан, а также проходящие транзитом в Россию, проходят границу свободно, заверили в ведомстве.
"Так, с 27 марта по 2 апреля текущего года кыргызских товаров в Республику Казахстан было импортировано 77 автомашин, и транзитом через территорию Республики Казахстан проследовало 403 автомашины", — сообщили в пресс-службе.