– По сравнению с 2006 годом ситуация в лечении ВИЧ-инфицированных детей изменилась в лучшую сторону, – считает Канат Альсеитов. – Наши дети обеспечены медикаментами. Им назначена пенсия по инвалидности в размере 15 тысяч тенге в месяц плюс из местных бюджетов предусмотрена ежемесячная материальная помощь 24 тысячи тенге для сельских жителей и 15 тысяч тенге для горожан.
– К большому сожалению, – продолжает он, – материальная и социальная помощь, увы, породила среди части родителей иждивенческие настроения. Некоторые родители заняли позицию бесконечных требований, претензий, обид и агрессии. Кто-то из них действительно до сих пор не может выйти из состояния шока, депрессии. Но другие, может быть, даже незаметно для себя привыкли получать неплохие дивиденды от собственного горя и желают получить еще больше. Может быть, кто-то скажет, что я жесток, но и мой ребенок был заражен вирусом, и я нахожусь в таком же положении. Да, мы вправе требовать и получать от государства всю необходимую медицинскую и социальную помощь и поддержку. Но замечу: состояние и здоровье наших детей сейчас зависит даже не столько от медиков или чиновников, сколько от того, как мы, родители, будем их растить и воспитывать, – уверен Канат Альсеитов.
Проштудировав горы литературы, консультируясь со специалистами, изучая международный опыт по проблемам ВИЧ-инфицированных, Канат Альсеитов все увереннее смотрит в будущее своего ребенка.
– ВИЧ остается, увы, неизлечимой инфекцией. Но не смертельной – это факт, – считает он. – Могу привести один весьма символический пример: еще в начале 90-х годов инфицированных людей называли “ВИЧ-зараженными”. Затем появилось понятие “ВИЧ-инфицированные”. В начале 2000-х годов название сменилось на “ВИЧ-положительные”. А сейчас в Европе таких людей называют “ВИЧ-позитивные”.
Можно жить!
В начале ноября в Шымкент приехал волонтер из Франции Людовиг Захид, который на общественных началах стремится объединить все организации ВИЧ-позитивных людей в мире.
32-летний француз сам уже 12 лет живет с диагнозом ВИЧ. Но при этом имеет разряды по нескольким видам спорта. Причем добился таких спортивных достижений уже после того, как врачи выявили у него вирус.
В планах у Людовига в августе будущего года провести в Париже слет ВИЧ-инфицированных детей со всего мира. От Казахстана принять участие в международном слете смогут пять детей из Шымкента.
– Глядя на Людовига, я еще раз убедился, что ВИЧ-инфекция – это совсем не повод ставить крест на своей жизни, – говорит Канат. – И я мечтаю и стремлюсь сделать так, чтобы мой ВИЧ-позитивный сын, когда ему исполнится 16 лет, сказал бы мне: папа, я не хочу получать пенсию по инвалидности, потому что я ЗДОРОВ и ПОЛОН СИЛ.
Найти новых родителей
От двоих ВИЧ-инфицированных детей родители отказались. Первый случай произошел еще в 2006 году. Тогда молодая незамужняя женщина оставила только что рожденную дочку в роддоме. Но то, что девочка ВИЧ-положительна, выяснилось гораздо позже. Во втором случае оказался сиротой трехлетний мальчик.
– У мальчика очень тяжелое состояние, – рассказывает Канат Альсеитов. – Целый букет врожденных хронических болезней. Родители в течение года еще держались, но потом решили отказаться от малыша.
Людовиг Захид намерен организовать поиск новых родителей для южноказахстанских сирот по всему миру.
– Я уверен, наверняка найдутся люди, готовые стать мамами и папами для этих детей, – считает француз.
Данил ШЕМРАТОВ, Шымкент