Опасно для жизни
Первый звонок прозвенел четыре года назад. Тогда к Руслану Иваницкому, профессору Казахской академии транспорта и коммуникаций, эксперту по расследованию происшествий на железной дороге, обратился директор Алматинского вагоноремонтного завода (АВЗ) по срочному делу – в 20 вагонах производства ГДР был найден, казалось бы, мелкий, но встревоживший многих специалистов дефект.
Вообще, большая часть пассажирских вагонов, используемых в бывшем Советском Союзе, была произведена в несуществующей уже Германской Демократической Республике на предприятии Wagonbau Ammendorf. У вагонов, весьма неплохих для своего времени, есть одна особенность – компрессорный агрегат кондиционера, который обеспечивает пассажиров прохладным воздухом, крепится под вагоном на трубчатой подвесной раме.
Завод-изготовитель давал общую гарантию на вагон – 28 лет, а на отдельные элементы конструкции – меньшие сроки. (В частности, резиновые амортизаторы на креплениях рамы полагалось менять раз в 5 лет. Стоит ли говорить о том, что все сроки эксплуатации, установленные разработчиками, давно вышли?) Но большая часть парка вагонов в Казахстане – именно эти старые, отжившие свой срок эксплуатации гэдээровские вагоны.
Работники АВЗ заметили, что на некоторых вагонах трубы, держащие почти полутонный компрессорный агрегат, дали трещину. Именно об этом и информировал директор завода эксперта по железнодорожным катастрофам. Руководитель предприятия не без основания полагал, что если рама разрушится, когда вагон будет на ходу, и кондиционер рухнет под колеса состава, то авария просто неизбежна.
Ремонту не подлежит
– Я немедленно связался с предприятием, которое могло бы оказать помощь в этом случае, с руководством машиностроительного завода имени Кирова. Главный инженер собрал ведущих специалистов, я отдал им чертежи устройства, – рассказывает Руслан Иваницкий. – Специалисты завода провели анализ состояния рам на вагонах, установили, что разрушения произошли из-за усталости металла – вследствие длительного воздействия напряжений и деформаций. Не в последнюю очередь и по причине старения резины на амортизаторах рамы – подвеска рамы просто перестала выполнять свои функции, утратила упругость, что также привело к разрушениям.
Инженеры завода пришли к выводу, что разрушения не могут быть устранены путем ремонта, и провели полную конструкторскую и технологическую проработку модернизации подвески кондиционера. Другими словами, объяснили, почему трещины на раме нельзя просто латать и как можно заменить этот узел.
– Мы не только проработали чертежи, но и продумали программу испытаний. Ведь мы сохранили лабораторию, в которой можно воспроизвести все реальные вибрационные и ударные нагрузки, – говорит главный инженер машиностроительного завода имени Кирова Виктор Ушаков. – Но в конечном итоге руководство национальной железнодорожной компании почему-то никак не отреагировало на наши предложения.
– Руководство АО “НК КТЖ” предпочло промолчать в ответ, сделать вид, что проблемы не существует, – подтверждает слова коллеги Руслан Иваницкий.
Послушали, ужаснулись и забыли?
Несмотря на отсутствие заинтересованности со стороны “Казахстан темир жолы”, Руслан Иваницкий не оставил попыток привлечь внимание его руководства к проблеме. Так, в октябре этого года он выступил с докладом на эту тему на форуме “Наука и инновации на железнодорожном транспорте”. Открывал мероприятие первый вице-президент “НК КТЖ” Кадыл Таласпеков.
– У меня сложилось впечатление, что он (Кадыл Таласпеков) и не подозревал об этой проблеме, он выглядел изумленным, но прокомментировал ситуацию только следующим образом: “Но до сих пор ведь не упало?!”, – говорит Руслан Иваницкий. – Тут пришла моя очередь изумиться: инженер-железнодорожник, доктор технических наук, и говорит такое! Он проконсультировался у заместителя директора Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта Сергея Барбарича, который был гостем на форуме. Тот подтвердил, что да, такая проблема существует, и ее решение, предложенное казахстанскими специалистами, представляется ему очень разумным.
Но реакции не последовало и после форума. Ни одно должностное лицо не обратилось ни к Руслану Иваницкому, ни к специалистам завода имени Кирова.
Крушение составов – вопрос времени
Тем временем за прошедшие годы на вагоноремонтный завод все чаще стали приходить вагоны с треснувшими рамами под кондиционер. Рабочие сняли с вагонов уже десятки (!) таких узлов. Но сотни вагонов этой же конструкции все еще продолжают ходить по железным дорогам страны – никто не знает, в каком состоянии у них подвесные рамы.
– Если компрессор кондиционера, висящий на раме, попадет под колеса поезда, то крушение всего состава неизбежно, – утверждает Руслан Иваницкий. – Я не сгущаю краски, это реальная ситуация. Эксплуатировать вагоны с такими повреждениями категорически запрещено Правилами технической эксплуатации железных дорог Республики Казахстан. По этой причине на вагоноремонтных заводах их просто демонтируют, то есть снимают и раму, и сам кондиционер. Тем самым пассажиров купейных вагонов обрекают на страдания от жары, хотя плату за билет с них исправно взимают, как за вагон с комфортными условиями. Это обман потребителей!
– Но самое главное, повторюсь, – это безопасность, – подчеркивает Руслан Иваницкий. – То, что крушения пассажирского состава не произошло до сих пор, – это случайность, везение! Появление в таком количестве усталостных трещин в несущих конструкциях подвески кондиционера говорит о том, что на любом вагоне возможно появление таких трещин, и если своевременно не заменить рамы, то падение тяжелого кондиционера под колеса состава – это вопрос времени. А этого времени остается все меньше, законов физики ни одним циркуляром не отменишь…
Маленький, но важный штрих – цена вопроса. 150 тысяч тенге для одного вагона. Столько стоит безопасность пассажиров.
Филипп Прокудин, Руслан Пряников (фото)