Три души Египта - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Три души Египта

Три души Египта

В Египте еще живы языческие боги, на горе Моисея до сих пор Всевышний прощает грехи, а красавцы арабы, видя соблазнительные формы девушек в бикини, мечтают… надеть на них паранджу.

  • 31 Октября 2008
  • 1499
Фото - Caravan.kz

Такая близкая история

За десять дней, которые предстояло провести в Египте, нужно было успеть получить максимум впечатлений. Слишком много здесь истории, которая, как ни странно, живет в этой стране и сейчас. Все, что когда-то было прочитано в книжках и изучено в школе, становится так близко и осязаемо, что голова кругом идет. Или это реакция на виртуозную посадку самолета? Мы огибаем узкую полоску моря – с высоты оно кажется шикарным ожерельем на песчаном теле желтой земли. Нас ждет сравнительно молодой курортный город Шарм-эль-Шейх.

Приезжая на отдых в Египет, можно позабыть о покое и безмятежном созерцании волн теплого моря. Чтобы увидеть хотя бы небольшую часть достопримечательностей этой страны, придется совершить нешуточные восхождения в горы и часами трястись в автобусах. А после подобных экскурсий, не чувствуя ног, валиться на кровать, а затем, просыпаясь, вновь отправляться в путь.

Фараоны, и без охраны!

Ранним утром, когда на небо выплывает в своей лодке бог Ра, я отправилась заказывать экскурсию на пирамиды Гизы и в знаменитый Каирский музей. Выезжали мы в Каир под покровом ночи. Нам предложили попытаться выспаться, ведь предстоял очень насыщенный день. Автобус вскоре въехал в подземный тоннель под Суэцким каналом, впереди был Африканский континент, ведь сам Шарм-эль-Шейх находится в Азии.

В Каир мы прибыли в шесть утра, но лишь к девяти доехали до Каирского музея – такие в городе страшные пробки. У музея выстроилась огромная очередь, и каждая минута ожидания все сильнее разжигала интерес. Вспомнились голливудские фильмы о мумиях, о бесстрашных историках, находящих разгадки главных тайн мироздания в библиотеке Каирского музея.

И вот мы переступаем порог в прошлое. В нескольких шагах от нас спят боги – фараоны, как известно, в Древнем Египте имели статус божества, их изображали намного крупнее, чем обычных людей, а на создание гробниц не жалели ни богатств, ни человеческих жизней. Гид, торопясь, «знакомит» нас с фараонами: в музее 120 тысяч экспонатов, а у нас всего час, и обойти все мы никак не успеем. Поэтому идем проторенной дорожкой к саркофагу Тутанхамона. В толпе туристов слышен шепот: «133 килограмма чистого золота! Какие люди, и без охраны!». Действительно, охраны в залах не видно.

Еще больший ажиотаж, особенно среди мужчин, вызвала царица Хатшепсут – единственная правительница Древнего Египта, носившая титул фараона. «Вот откуда феминистки пошли!» – не сдержался один турист, которого тут же толкнула в бок сопровождающая его дама.

А вот в зале с мумиями народ уже не ерничал – с трупами, безмятежно возлегающими на полках, шутить никто не захотел. По телу прошла дрожь, захотелось назад, в настоящее. Выйдя из музея, с облегчением вдыхаешь грязный воздух Каира, жизнь снова побежала вперед. Несмотря на достаточно просторные залы, в музее давно тесно и экспонатам, и туристам. Поэтому в ближайшее время все ценности будут перевезены в новое здание, которое строится по соседству с пирамидами. К которым мы, собственно, и отправились.

Кошка с человеческим лицом

Усевшись в автобус, я приготовилась к очередному длительному переезду. Но до пирамид оказалось рукой подать. В детстве я с трепетом читала про это чудо света, и вот очертания древних гробниц появились между домами прямо на окраине города – в Каире идет интенсивное строительство. Такими темпами через несколько лет пирамиды уже будут стоять среди жилых домов, и на них можно будет повесить табличку с адресом. Города живых и мертвых сливаются в один, стираются временные рамки, и кажется, что пирамиды построили всего несколько лет назад.

Похоже, многие туристы не могут справиться с нахлынувшими чувствами. Кто-то начинает восхождение на пирамиду Хеопса, она самая большая – 147 метров. Появляется охрана и пытается снять с нее любителей исторического экстрима, а те, как нашкодившие дети, сначала повинуются, но как только стражи порядка исчезают за многовековыми глыбами, начинают новое восхождение.

Внутри пирамиды Хеопса давно пусто – все экспонаты вывезены в музей. Возможно, поэтому она смотрится как пустая коробка, это монументальное сооружение на человеческих костях и душах…

Дальше будет сфинкс – ленивая «маленькая» кошка с человеческим лицом. Нам предстоит обедать прямо у него под носом. Хотя носа-то у него и нет. Но кусок не лезет в горло – кажется, знаменитая статуя смотрит на туристов голодными глазами. Зато сфинкс с удовольствием позирует перед фотокамерами.

Рассвет с Моисеем

После возвращения из Каира тут же заказываю экскурсию в те времена, когда на земле Египта зарождалось христианство.

Мы отправляемся на гору Моисея поздней ночью. Несмотря на то что в Египте круглый год жаркая погода, гид просит нас одеться потеплее: нам предстоит забраться высоко в горы, на высоту 2285 метров. У подножья гор уже бодрит. То ли от холодка бьет дрожь, то ли от волнения. Вокруг кромешная тьма, мы идем по узкой тропе, звучит вдохновенный голос гида. Он пытается настроить нас на восхождение – без духовной силы гору не одолеть. Представляешь, что именно здесь разворачивался знаменитый библейский сюжет: Моисей привел свой народ к этому самому подножью и начал восхождение, а на вершине горы он получил десять заповедей. Мы же, достигнув той же самой точки, встретим рассвет. И, как обещал гид, нам простятся грехи.

Гид выдает нам фонарики с предупреждением: понапрасну тратить батарейки не надо, а то до конца восхождения не хватит и мы можем заблудиться. А вокруг… голодные дикие звери. Хорошее напутствие…

3750 ступеней вверх

Подняться на гору можно пешком или на верблюдах. Я выбрала корабль пустыни, но не учла, что ему тоже придется карабкаться по крутым склонам. Верблюды неспешно начали путь по узкой тропинке. Один неверный шаг и – здравствуй, черная бездна пропасти! Экономя батарейки, поднимаемся в полной темноте. Вдруг впереди идущий верблюд одной ногой едва не соскальзывает в пропасть… Наездник вскрикивает, и вновь в горах воцаряется тишина. Становится очень холодно, ноги затекают. Наконец мы доехали до ступеней – дальше пешком.

Прямо в скалах устроены домики, где туристы могут перевести дух. Внутри горит огонь, вокруг которого толпятся замерзшие люди, подают чай. Но приходится покидать это пристанище путников – надо идти вверх, иначе не успеть к рассвету. А заблудиться в этих горах практически невозможно, зря гид пугал. Я давно отбилась от группы и просто поднималась по ступеням: вокруг сотни паломников разных наций и из разных стран, и не только христиане, но и мусульмане, которые тоже почитают Моисея.

Холодный ветер пронизывает насквозь, несмотря на теплую одежду. Местные предлагают в аренду одеяла. Уже на вершине я увидела сотни людей, без сил лежавших в этих самых одеялах. Кто-то плакал от счастья, кто-то просто безучастно смотрел вдаль.

Когда появился первый луч солнца, прогнав тень с самой макушки горы, люди замерли в ожидании чуда. Потом вокруг стало светло, а на душе – легче. Тьма ушла, и взору открылась головокружительная картина – горы, горы, горы… Вниз мы уже не шли, а буквально летели. 3750 ступеней преодолели, не чувствуя усталости.

На этом путешествие в христианский мир Египта не заканчивается. Мы посетили монастырь святой Екатерины, дотронулись до неопалимой купины и золотого тельца, высеченного самой природой на скале у подножья горы. Насыщенные и экстремальные экскурсии, после которых два дня ломит ноги и спину, но память о восхождении на библейскую гору остается на всю жизнь.

Город тысячи минаретов

В Шарм-эль-Шейхе сложно осознать, что ты находишься в мусульманской стране: туристки в бикини, выпивка, веселые дискотеки. Но между тем в этом курортном городке не встретишь ни одной работающей девушки-арабки. Весь обслуживающий персонал – мужчины, они работают вахтовым методом. Приезжают на месяц в отель, потом неделю отдыхают дома.

Чтение намазов и особый ритм жизни остаются практически незаметными для туристов. Исламизация Египта началась в 20 году мусульманского летосчисления (642 г. н.э.). Однако население еще долгое время придерживалось иудейской или христианской веры. Принудительное обращение в мусульманство началось лишь несколькими столетиями позже, в период господства мамлюков. Немало жителей «добровольно» приняли ислам лишь для того, чтобы избежать уплаты налагавшихся на них денежных штрафов.

По официальным данным, 93 процента населения Египта – мусульмане, и лишь 7 процентов составляют христиане – копты. Настоящий же мусульманский Египет можно увидеть в Каире. Сегодня здесь насчитывается более 300 мечетей, за что его прозвали и «городом тысячи минаретов».

Александра МЫСКИНА