Отравленная река - Караван
  • $ 478.16
  • 534.92
+15 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Отравленная река

Отравленная река

Корпорация “Казахмыс” практически уничтожила таежную речку Карагужиху. Экологический беспредел длится годами – с молчаливого согласия восточноказахстанских экологов!

  • 24 Октября 2008
  • 2779
Фото - Caravan.kz

Юбилейно-Снегирихинское месторождение разведали еще в советское время. О губительности добычи руды в условиях тайги в то время не рассуждали.

А потом Снегириху отдали вместе со всем комплексом обанкроченного Иртышского полиметаллического комбината в собственность корпорации “Казахмыс”.

Экономия на природе

Трудно себе представить компанию более экономную, чем “Казахмыс”. Для технической трассы ее руководство использовало промышленный шлам – на бетон или хотя бы асфальт не стали тратиться. С тех пор над тайгой висит пыль, в которой вся таблица Менделеева.

Еще больше “Казахмыс” сэкономил на самом руднике. Компания избавила объект от такого “лишнего” звена, как очистные сооружения. Поэтому все рудничные дренажные стоки прямиком отправили в речку Карагужиху. Было русло с чистейшей родниковой водой, где водился хариус. Стала канава с технической пульпой из концентрата свинца, цинка, меди, серы, мышьяка, ртути, кадмия…

Таежный абсурд

Мы едем на Снегириху в объезд проходной рудника по старой заброшенной дороге. В нескольких местах проселок перегорожен “баррикадами” из породы. Рядом рудничная свалка, прямо в таежном распадке. Лесной лог завален отвалами породы – без намека на попытку провести рекультивацию. Осенние дожди и весенние паводки несут по склону черные ручьи, которые расползаются болотцами, уходят в грунтовые воды, смешиваются с родниками, сбегают в речное русло.

– Водички не найдется? – спешит к нам усталый рабочий.

Мы отдаем ему двухлитровую минералку. Раньше он спустился бы к берегу и пил чистую родниковую воду. А теперь мучается от жажды у реки.

Не стало воды и в ближайшем к руднику селе Карагужиха, люди перестали пользоваться скважинами – опасно. В таежном уголке нет чистой воды! Абсурд, который, наверное, не встретишь больше нигде в мире.

Спасать уже поздно

Два года назад привезенный из Карагужихи “привет” – пластиковая бутылка речной воды была передана лично в руки высокопоставленному чиновнику Министерства охраны окружающей среды. Министерство как раз проводило кампанию по демократизации и креативности, и ряд завов и замов отправили в народ – докладывать об успехах и отмечать недостатки. Наш призыв спасти Карагужиху очень кстати пополнил “недостатки”. Чиновник креативно взболтнул мутную водицу и со значением передал бутылку местному управлению экологии. Там сразу горячо заверили, что разберутся, выявят, примут меры, пресекут, накажут, устранят, исправят…

Говорят, комиссия действительно навестила Снегирихинский рудник. С твердым намерением заставить предприятие соблюдать закон. Правда, намерение из твердого быстро перешло снова в мягкое.

Сегодня шансов на спасение у таежной речки нет. Поток пульпы уничтожил береговую линию и отравил в Убе рыбу на многие километры. Карагужиха, точнее, то, что от нее осталось, впадает в Убу, Уба – приток Иртыша, а Иртыш несет свои воды в российскую Обь. Экологическое правонарушение, которое совершает казахстанская корпорация, в буквальном смысле выливается в международный скандал.

Не видим, не слышим…

В Восточном Казахстане за чистоту рек и озер отвечает целая армия чиновников. Управление охраны окружающей среды, департамент природных ресурсов, Иртышское бассейновое управление, госсанэпиднадзор, Иртышская бассейновая инспекция по охране рыбных запасов, природоохранная прокуратура, природоохранная полиция, специалисты в акиматах… Каждая из этих структур не просто вправе, а обязана следить за соблюдением природоохранного законодательства.

Но чем больше эколого-уполномоченных, тем стремительней гибнет местная природа. Смертельная для окружающей среды пульпа со Снегирихинского рудника каждый день, каждый час, каждую минуту, каждую секунду пополняет речное русло. И это самый беспристрастный, самый верный тест для всех восточноказахстанских экологов.

За все время существования Восточно-Казахстанского управления охраны окружающей среды в области не решена ни одна серьезная экологическая проблема: не остановлено загрязнение воздуха, не прекращены сбросы в реки, не убраны промышленные отвалы. Вся энергия чиновников от экологии (вместе с немалыми финансами) уходит в семинары, «круглые столы», обсуждения, конференции, буклеты, журналы…

Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Виктор ВОЛОГОДСКИЙ (фото), Восточно-Казахстанская область