Возвращение домой: как живут оралманы на севере Казахстана - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+3 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Возвращение домой: как живут оралманы на севере Казахстана

Возвращение домой: как живут оралманы на севере Казахстана

В этот праздничный день в большой семье Ахметовых – оралманов из России – соберутся родные и соседи. За широким дастарханом в доме будут слышны голоса мудрой апа, ее дочерей и сыновей, любимых зятьев и снох, смех детей, внуков и правнуков.

  • 26 Марта 2019
  • 17350
Фото - Caravan.kz

Работать усердно и растить детей

С Айгуль Ахметовой и ее семьей, переехавшей из Омской области в аул Байтерек Кызылжарского района Северного Казахстана в 2010 году, мы познакомились в день ее рождения. Но виновниками торжества в тот день почувствовали себя именно мы – нас ждал ломящийся от баурсаков, мант, бесбармака, кумыса и прочих национальных вкусностей стол. Усадив по старой казахской традиции гостей за дастархан, накормив нас, Айгуль вместе с мамой и супругом начали свой рассказ.

– Сама я из Марьяновского района, аула Домбай. А муж – из Москаленского. В Омской области вообще много казахов: 32 района, и в каждом – по два-три казахских аула. По программе “Нурлы кош” для оралманов девять лет назад решили переехать на север Казахстана. У меня сестра тогда работала в Акжарском районе (СКО), рассказала о программе. Приехали с несколькими чемоданами, местные власти нас тепло встретили, сразу дом дали, помогли оформить детей в школу, – вспоминает Айгуль.

Хозяйка дома – счастливая супруга, мама пятерых детей, которых помогает растить 65-летняя Амина-апай.

– Мне сегодня 42 года исполняется, замуж вышла в 17 лет. Я сама из многодетной семьи – нас у мамы семеро и муж тоже из многодетной семьи – 10 детей. 16 лет проработала на почте России, тесть там больше 40 лет трудился, и абысын (жена его старшего брата) работала. По образованию я швея и повар. Родители мужа умерли, мы с ними жили около 10 лет, они парализованы были, намаз читали, – продолжает Айгуль. – Живем мы не бедно и не богато, дети – наше главное богатство. А работать и достойно жить везде можно, если работы не боишься. И так было, что в село три-четыре семьи – жалкаулар (лентяи) приехали, да потом уехали обратно.

Семья Ахметовых
Семья Ахметовых

Супруг Жанайдар сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком.

– А так я в Москве вахтовым методом работаю, дома строим 25-этажные. Благодаря ЕАЭС три месяца без регистрации можно находиться (раньше – только месяц), работаем официально, по договору. Вообще у меня профессий много: я – водитель, строитель, фасовщик, литейщик, формовщик, – вступает в разговор Жанайдар.

Старшие дети семьи Ахметовых уже получили образование и работают, у дочери – своя семья, живет в другом районе СКО, средние учатся в школе, а самый младший только познает мир.

– У нас огород маленький, телят в этом году завезли для детей – чтобы мясо было, а так птицу держали. Родные все в Омске и области остались, хорошо живут, и мы тоже жили хорошо там, но не жалеем, что переехали. Почему южане и оралманы не хотят жить и работать на севере Казахстана

Года два-три тяжело было, пока привыкали к новому месту – не к морозам, они с омскими схожи. А сейчас я уже так прикипел к Байтереку, что в России самое большее – три дня только могу находиться, а потом домой тянет. Суета там, ажиотаж, все куда-то бегут, а здесь хорошо – тишина, Ишим рядом, воздух чистый, – говорит Жанайдар.

Во время разговора младший сын Ахметовых берет папку с документами – начальником будет, смеемся мы.

– Мама, распишись в дневнике, – просит средний сын-четвероклассник, – собирается в школу во вторую смену.

– Серик, в школу не опоздай, – обращается к внуку бабушка Амина. В 45 лет она осталась вдовой с семью детьми.

– Сначала трудно было, младшему только восемь исполнилось. Но мы справились, потом уже и дети подросли, стали помогать. А там внуки, правнуки пошли. Звонят, просят помочь келинки, утром внучат отведу в садик, вечером – обратно, – говорит Амина-апа. – А в Казахстане мне нравится.

Зашла как-то в автобус, а мне молодые ребята место уступают – апа, садитесь на орындык. У нас так не говорят, кстати.

Какие вежливые, подумала я. И своими зятьями я горжусь, на руках меня носят, как и снохи, мамой называют. В наше время такое редко встретишь. И живем мы все вместе.

Рукодельница из Монголии и доктор из Китая

Саулегуль ХАРДЫБАЙ обосновалась с супругом в селе Байтерек также в 2010 году по программе “Нурлы кош”. Молодая женщина родом из Монголии, училась в Павлодаре, а после с мужем решила переехать на север страны. Уже здесь появились на свет двое их детей.

– Я сейчас в сельском округе делопроизводителем работаю, дочка во втором классе, сын в детсад ходит. Супруг – водитель у ИП. Родилась я в аймаке Баян-Улгий – по-казахски звучит как Бай Олке – богатый край. 98 процентов населения – казахи. А вообще их в Монголии почти 118 тысяч человек. Родители там остались, им по 75 лет. Они приезжают к нам, мы – к ним, – рассказала нам Саулегуль.

Кстати, в Монголии даже четырехгодовалые дети на четырех языках говорят – монгольском, казахском, русском и английском, сообщила нам соотечественница. Детские сады и школы – бесплатно.

В свободное время Саулегуль занимается рукоделием – шьет корпе и национальные костюмы для детей, для себя – юбки, сарафаны.

– Если будут желающие, могу мастер-классы вести. Школьников уже учу. Хотела бы поблагодарить председателя ОО “Центр поддержки женщин” Алину Орлову – она помогла получить швейную машинку.

Куанышбек ЗУНАЙ вернулся на родину предков из Китая в 2011 году. Вместе с женой и тремя детьми мужчина живет в селе Бесколь того же Кызылжарского района.

– Хотел, чтобы мои дети жили на родине, чтобы семьи создавали с казахами. У нас трехкомнатная квартира, дом теплый, печь топить не надо. Я невропатолог, работал в государственном медучреждении в КНР. В Астане познакомился с будущей супругой (она из Шымкента), работали в центре китайской медицины, но решили переехать в СКО. Программа переселения помогла, да и конкуренция не такая высокая в профессиональной сфере – на севере пока не очень развиты китайская медицина, иглотерапия, кровопускание и так далее. Жена мне в нашем центре помогает, пациентов встречает, на русском с ними общается, я-то больше по-казахски говорю, – рассказал нам Куанышбек.

Родина зовет

Кызылжарский район на севере Казахстана стал вторым домом для оралманов из России, Монголии, Китая, Узбекистана, Кыргызстана. Это самый привлекательный для наших соотечественников район, говорят местные специалисты, – близость к областному центру (г. Петропавловск), налаженная инфраструктура, медучреждения, школы, детские сады. Аул Байтерек (бывшее Элитное) с 2010 года заселяют оралманами по Программе воссоединения соотечественников. Сейчас здесь находится 256 дворов, проживает 1,5 тысячи жителей.

Как рассказала нам специалист по переселению центра занятости акимата Кызылжарского района Асия АЛИМБАЕВА, в этом году сюда запланировано переселить 35 семей из трудоизбыточных регионов (Южно-Казахстанская, Алматинская, Мангистауская и Жамбылская области) и две семьи оралманов.

В прошлом году сюда прибыло 36 семей переселенцев и 6 семей оралманов. Средний возраст переселившихся граждан – 35–40 лет.

– В этом году по Программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства “Енбек” в 5 сельских округах строится 37 домов для переселенцев и оралманов. Данным категориям граждан предоставляются субсидии на переезд – 35 МРП на каждого члена семьи (88 375 тенге, 1 МРП – 2 525 тенге) и субсидии на аренду жилья в зависимости от состава семьи: 1 человек – 15 МРП, 2–4 человека – 18 МРП, 5 и более – 21 МРП. Арендное жилье предоставляется на год, – сообщила Асия Алимбаева. Оралман из Китая построил бизнес на изготовлении обуви ручной работы

Из республиканского бюджета выделено 14,5 миллиона тенге для выплаты субсидий на переезд и 14,6 миллиона – на субсидии для аренды жилья.

В упрощенном порядке

Между тем, как сообщило 20 марта министерство труда и социальной защиты населения, в Казахстане продлено действие статуса оралмана тем, кто не успел получить гражданство.

– На сегодня имеются случаи, когда оралманы, которые в течение предоставленного времени не приобрели казахстанское гражданство в упрощенном порядке, независимо от причины возникновения указанной ситуации лишаются такой возможности. В министерство поступают многочисленные обращения с просьбами содействия в решении данного вопроса.

В этой связи 16 марта 2019 года Президентом было принято решение продлить статус оралманам для приобретения гражданства в упрощенном порядке до 31 декабря 2019 года.

Таким образом, оралманы, у которых просрочен статус, могут обратиться в местные исполнительные органы, чтобы продлить его и подать документы в органы внутренних дел на получение казахстанского гражданства в упрощенном порядке, – сообщили в ведомстве.

По данным МТСЗН, с 1991 года на историческую родину вернулись и получили статус оралмана 303 тысячи семей, это 1 миллион 40 тысяч этнических казахов, что составляет почти 6 процентов населения страны. Получившие статус оралмана имеют право на приобретение гражданства РК в упрощенном порядке (остальным иностранцам необходимо прожить в Казахстане не менее пяти лет).

АСТАНА