– Печатные СМИ утратили свою актуальность, вам пора переходить в электронный формат, – заявил представитель министерства здравоохранения в начале марта. Случилось это в Астане на заседании экспертной группы по вопросам предпринимательства.
С каких это пор чиновники указывают журналистам, в каком формате им следует работать? Мы же не учим их, как ставить диагноз?
А как быть тем читателям, которые привыкли к “бумаге”? Их, кстати, около трети. В основном это граждане в возрасте 50+. Люди, готовые принимать решения и нести ответственность. Кто привык доверять “бумаге”. Плюс пенсионеры. Да и не у всех есть Интернет, особенно у последних. Можно привести еще кучу аргументов против бюрократов от медицины.
Кстати, в состав этой экспертной группы входят представители минздрава, миннацэкономики, минюста, Генеральной прокуратуры, мажилиса и ряда бизнес-ассоциаций. А обсуждала она тогда проект Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения. Два главных вопроса – запрет на курение в общественных местах и на рекламу табака. А по сути, это табу на продажу табачных изделий в газетных киосках. По первому вопросу отчасти можно согласиться, хотя “общественным местом” можно обозначить всю территорию Казахстана. Что, согласитесь, нереально. А вот по второму… Чьи интересы лоббирует коалиция "За Казахстан, свободный от табачного дыма"?
Что такое стандартный газетный киоск? Газеты-журналы, лотерейные билеты, телекарты. Последние пару лет карты “Онай”. И, конечно, сигареты. Этот традиционный набор киосков как для Казахстана, так для всех стран Европы, Азии, Америки. И даже Африки. В таком мегаполисе, как Алматы, осталась единственная сеть киосков – каравановская. Если оттуда убрать курево, эти точки можно закрывать. Аминь?..
Продажа одних газет нигде и никогда не была доходной. Если убрать продажу сигарет из “нестационарных торговых объектов” (читай – киосков), они станут убыточными. И ради чего их держать, если рентабельность упадет?
Допустим, эти НТО закрылись. Кто от этого выиграл? Посчитаем?
Во-первых, любой киоск – это минимум 3–4 рабочих места. Люди останутся без работы, казна недополучит налоги. Если борцы за здоровье граждан решили объявить войну малому и среднему бизнесу, то кто будет платить налоги, чтобы эти “борцы” свои зарплаты получали?
Во-вторых, если следовать их логике, тогда надо запретить продажу курева и в магазинах. Чтобы совсем искоренить это зло. Но это уже совсем никак и никуда. Есть версия, что запрет на продажу сигарет в киосках проталкивает группа хозяев супермаркетов страны. Конспирологично. Но логично же? А кому тогда это выгодно?
Справка “КАРАВАНА”
В общем объеме продаж сигарет в масштабе страны киоски занимают всего 0,16 процента. Каравановские – 0,13 процента. Могут ли они влиять на рост курильщиков в республике с такими объемами? Похоже, в минздраве эту цифру предпочитают не замечать принципиально.
В-третьих, допустим, все НТО закрылись . Купить свежие издания тогда можно будет только в супермаркетах. Представьте себе человека, который специально поедет в условный торговый центр, чтобы купить там давно полюбившуюся газету или журнал, но уже дороже, чем в киоске. Потому что там аренда круче. Да, там и сигареты можно взять. Правда, в очереди в кассу придется отстоять. Какими словами читатели-курильщики будут поминать при этом “воинов” за здоровье нации – говорить не стану: ненормативная лексика в СМИ РК запрещена.
В-четвертых, в этом случае будет нарушено фундаментальное право казахстанцев на доступ к информации, закрепленное Конституцией РК. Оппоненты могут возразить: есть же Интернет и телевидение! Но треть читателей – в основном это пенсионеры – привыкли к “бумаге”. В минздраве хотят запретить этим людям читать газеты вообще?
В-пятых, в Европе печатные СМИ признаны социально значимым продуктом. Именно поэтому там в киосках продают сопутствующие товары, включая сигареты. Поскольку в “бумаге” чаще всего не сумасшедшие фейковые новости, а умная и вдумчивая публицистика, взвешенная аналитика, реальные репортажи. Сторонники полного запрета курения в Казахстане не в курсе?
Отсюда – в-шестых: вы что, ни разу за границу не выезжали? Не видели все эти точки, где продают газеты и сигареты? А ряд государств Европы – от Италии до Исландии – между тем вполне официально поддерживает сети киосков, которые помимо газет продают и сигареты. У казахстанского минздрава очередной приступ борьбы с курением
В-седьмых, похоже, минздравовец, который утверждал, что “печатные СМИ уже утратили свою актуальность”, видимо, даже в Интернет редко заходит. Подсказываю для этого непродвинутого. Бумага возвращается! По итогам прошлого года, в США ежедневный тираж газет вырос на 10 процентов по сравнению с 2017 годом. Хотя туалетной бумаги в Америке хватает. И с доступом в Инет там нет проблем.
Великобритания. В январе этого года читателям “The Guardian” продали более 141 тысячи экземпляров. Причем 90 тысяч – постоянным подписчикам. Цифры по “The Daily Telegraph” – 360 345 и 210 тысяч соответственно. “The Times” – 417 тысяч и 210 тысяч. “The Sun” – полтора миллиона тираж, который расходится ежедневно…
Может, кто-то в минздраве врет в угоду какому-то лобби?
Наконец, в-восьмых: в киосках “КАРАВАНА” сегодня продают около 400 изданий – газет и журналов. “КАРАВАН” не боится конкуренции. У нас можно купить и “Время”, и “Новое поколение”, и “Литер”, и “Комсомолку”, и российские издания. Если закроются наши точки, может, кому-то это действительно очень нужно?
Жандарбек АКТОТАЕВ, АЛМАТЫ