Что имеем – не храним. Но и потерявши – не плачем - Караван
  • $ 478.16
  • 534.92
+15 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что имеем – не храним. Но и потерявши – не плачем

Что имеем – не храним. Но и потерявши – не плачем

Даже те немногочисленные исторические здания, которые есть в стране, передаются в частные руки, а потом бесследно исчезают. Ответственности за это никто не несет!

  • 24 Октября 2008
  • 1117
Фото - Caravan.kz

В этом году в Казахстане должны подвести итог инвентаризации памятников архитектуры и градостроительства местного значения по всей стране.

Как ни парадоксально, но государство до сих пор “охраняет” здания, которых не существует уже несколько лет!

Охраняет, понятно, на бумаге – просто они до сих пор числятся в государственных списках памятников архитектуры. А, например, в Алматы этот список не менялся с 1982 года.

Работа по инвентаризации продолжалась несколько лет, и вот итог: список достопримечательностей Алматы, находящихся под государственной охраной, “похудел” на 20 пунктов. Чиновники недосчитались 12 зданий, таких как бывшая Софийская церковь, построенная в 1858 году, здание канцелярии генерал-губернатора Колпаковского, появившееся в Верном в 1911 году, республиканский театр кукол, построенный по проекту архитектора Зенкова в 1908 году…

– Сейчас в Алматы насчитывается 30 памятников архитектуры и градостроительства, этот список утвержден постановлением правительства 21 марта 2008 года. А пересмотренный государственный список памятников истории и культуры Алматы включает 129 объектов, сюда входят и 103 памятника архитектуры и градостроительства, 23 памятника археологии и два ансамбля, – пояснил исполняющий обязанности начальника отдела историко-культурного наследия и охраны памятников управления культуры Алматы Нурлан Атынаев. – Но этот список сейчас находится на утверждении в правительстве.

Сохранили… до полной утраты

В этом году впервые создана спецкомиссия во главе с министром культуры и информации, которая и рассматривает список памятников местного значения.

– Достаточно много памятников было выведено из списка в связи с физической утратой, – отметил Нурлан Атынаев. – По законодательству, здание теряет свой статус памятника только тогда, когда будет исключено из списка спецкомиссией и постановлением правительства. А пока оно в списке – охраняется государством.

В переводе с сухого языка чиновников “физическая утрата” – это полная потеря здания, то есть снос. Но, рассказывая о проделанной работе, сотрудники управления культуры не сумели объяснить: как же здания, находящиеся под охраной государства, могли быть разрушены? И почему они, как уполномоченный орган, ни разу не подали в суд на нерадивых собственников?

– В прошлом году были приняты поправки в Закон “Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия РК”, но лучше бы он остался в старой редакции, сейчас еще хуже стало, чем раньше. Раньше были статьи, которые хоть немного пугали разрушителей, а сейчас и их нет, – считает директор РГП “Казреставрация” Канат Туякбаев. – Для того чтобы защитить оставшиеся памятники, нужна государственная инспекция, и у нее должны быть реальные полномочия для того, чтобы не только проверять, но и налагать санкции.

Государственной инспекции по охране объектов историко-культурного наследия в Алматы нет вообще. Как заверил Нурлан Атынаев, именно сейчас управление культуры занимается ее организацией. Но казахстанские архитекторы уже не верят в “уполномоченные органы”.

– Не должно быть вообще таких ситуаций, когда утрачено историческое здание, и поэтому принимается решение об исключении его из списка памятников архитектуры, – утверждает кандидат искусствоведения, создатель книги “Свод памятников истории и культуры города Алматы” Елизавета Малиновская. – Есть специальные люди, которые получают зарплату, и они должны осуществлять надзор. Все эти бесчисленные отделы, подотделы, комиссии, управления должны действительно охранять, а не просто констатировать факт утраты.

В нашей стране не так много памятников архитектуры – так уж сложилось исторически. Но скоро их не останется вовсе. Как рассказал Канат Туякбаев, в Алматы есть здания, которые, пройдя реставрацию, попадали в частные руки и… утрачивали свой исторический вид.

Был ли кто-нибудь когда-нибудь наказан за уничтожение памятника архитектуры?

С этим вопросом мы обратились в прокуратуру южной столицы. Как нам сообщили, в 2006 году городская прокуратура провела первую и единственную проверку состояния алматинских памятников. Во время ее проведения было установлено, что 18 памятников полностью утратили первоначальный архитектурный и стилистический облик, еще 18 объектов требуют ремонтно-восстановительных работ. Кроме того, у 23 собственников и пользователей исторических зданий, таких как Академия наук, Дворец Республики, отсутствовали охранные обязательства, а также документы, определяющие статус зданий.

Но к ответу так никого и не призвали.

Анна ПАВЛОВА