Общеизвестно, что после такого преступного промысла, как продажа наркотиков, хищение автомобилей в мире по доходности – на втором месте. Ведь каждую минуту на планете шестеро владельцев против своей воли лишаются железных коней. За год банды автоугонщиков получают почти 21 миллиард долларов своей грязной прибыли. Это превышает, между прочим, суммарный доход за аналогичный период таких гигантских концернов, как “Volkswagen” и “DaimlerChrysler”.
Где больше угоняют?
Недавно немецкие СМИ обнародовали официальные данные о положении дел с сохранностью автомобилей в Западной Европе. Вне конкуренции еще с 2004 года остается Италия. Чаще всего пропадают машины в Риме, Неаполе, Катании, Турине… Но пик автоугонов уже не первый год приходится на южноитальянский городок Казерта – более 15 украденных единиц авто- и мототранспорта на каждую тысячу жителей.
В Брюсселе этот показатель на индексе 11,2. У Лондона и Амстердама – 8,8. Самый криминогенный немецкий город Берлин занимает в этой непрестижной “табели о рангах” одиннадцатое место. С достаточно утешительным показателем – 1,8 ежегодных угона на каждую тысячу населения.
По мнению местных криминалистов, это большой прогресс. Ведь геополитические ломки начала девяностых более чем негативно отразились на немецкой криминальной статистике. Если перед падением Берлинской стены в Западной Германии и
15 000 украденных автомобилей за год расценивались как ЧП, в 1990-м таковых было уже 39 935, а через три года – 105 543.
Столица объединенной ФРГ превратилась в своего рода “малину” для славянских и балканских ОПГ. Каждое пятое преступление, совершавшееся тогда в Берлине, было связано с автомобилями. Для нуворишей на постсоветском пространстве чаще всего угонялись “на заказ” BMW X5 3.0D, VW Caravelle, Audi Q7 3.0 TDI…
Лидировали же “мерсы” разных модификаций и Porsche Cayenne.
Дошло до того, что пострадал даже Юрген Шремп – шеф компании “Daimler-Benz”. Литовская группировка угнала у него бронированный “Бентли” ценой без малого миллион долларов.
Сговорились!
Шупальцы автомафии дотянулись тогда и до Центральной Азии. Местные угонщики заключили сделку с польскими коллегами по криминальному ремеслу. Навыки новых приемов взлома, усовершенствованные отмычки, сканеры, поддельные техпаспорта и номерные знаки казахстанские воры начали в массовом порядке приобретать в Западной Европе.
Самой распространенной была такая схема: некий переселенец из наших краев вступает в сговор с криминальными элементами, оставшимся в Казахстане. Те прилетают в Германию с пакетом поддельных документов на уже известную им иномарку. А затем уезжают на ней домой.
Дав подельникам покинуть пределы ФРГ, соучастник обращается наконец в полицию и в страховую фирму с заявлением об угоне. Сыщики бросаются в погоню, но уже поздно. Да и страховщикам ничего не остается делать, как выплатить лжепотерпевшему солидную компенсацию.
Приемы против лома
Когда же сумма подобных выплат превысила 800 миллионов евро в год, германские власти поняли, что дальше так продолжаться не может. В качестве контрмеры на лейпцигских ежегодных выставках AMITEC стали куда активнее прежнего предлагаться полнокомплектные сигнализации, а также отдельные компоненты охранных систем нового поколения. Например, устройство с криптозащитой управляющего сигнала и голосовым модулем на немецком языке, регулярно оповещающем владельца о состоянии его железного “коня”.
В обязательном порядке была введена и скрытная маркировка автодеталей.
На германских трассах на порядок усилилось телевизионное слежение. Для розыска угнанных автомобилей в ФРГ все активнее привлекаются даже спутники.
Некоторые из автовладельцев, в том числе и четверо “казахендойче”, были осуждены к тюремному заключению за сговор с угонщиками и за введение в заблуждение страховых компаний. Об этом широко и настойчиво оповещали население все местные СМИ.
Местной криминальной полиции удалось обезвредить за пять лет свыше десятка банд из Украины, России, Молдавии, Албании, Казахстана…
В зоне риска только раритеты
Ну и, как следствие: из государства, занимавшего после Италии второе место в Евросоюзе по количеству пропавших авто, Германия сейчас превратилась если не в оазис безопасности, то уж точно в страну, где 15 лет подряд происходит стабильное снижение угонов. Их ежегодное количество на сегодня чуть превышает 20 тысяч. Причем в зоне повышенного риска остались теперь только раритеты из ГДР – малолитражные “Траби”. Иные коллекционеры готовы переплачивать за комичного вида машинки с пластмассовым корпусом просто сумасшедшие деньги.
Сергей ЗОЛОВКИН, наш собственный корреспондент в Германии