Железный тупик - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
+8 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Железный тупик

Железный тупик

С металлургических гигантов страны ворованный металл грузят вагонами, вывозят КамАЗами, перебрасывают через заборы. Ущерб превышает сотни миллионов тенге ежегодно!

  • 3 Октября 2008
  • 2010
Фото - Caravan.kz

На заседании координационного совета Карагандинской области руководители правоохранительных и специальных органов провели анализ состояния борьбы с хищениями на предприятиях. Председатель совета, прокурор области Амирхан Аманбаев с неудовольствием отметил: везде наблюдается рост числа преступлений данной категории. С начала года их зарегистрировано 405. Нанесенный ущерб превышает 128 миллионов тенге. И по-прежнему лидируют в списке флагманы отечественной индустрии – АО “Арселор Миттал Темиртау” и корпорация “Казахмыс”.

Пострадавшие отказываются страдать

Недавно на выезде с комбината АО “Арселор Миттал Темиртау” задержали КамАЗ с ворованным металлом. Полицейские оформили все, как полагается. 20 тонн проката почти на три миллиона тенге изъяли, водителя и сопровождающего как подозреваемых посадили в кутузку, возбудили уголовное дело. Следователи радовались: преступление раскрыто. Можно передавать в суд. Оставался пустяк: получить от потерпевшей стороны справку о нанесенном материальном ущербе.

Полицейские пришли к руководству АО “Арселор Миттал Темиртау”, вернули похищенное добро, а взамен попросили ту самую справку.

Но на “Кармете” их встретили холодно. Ах, вы наш металл привезли? Ну оставьте где-нибудь. И… идите! Идите! Мы сами разберемся!

Сколько весит интерес?

После многочисленных напоминаний полицейским наконец выдали официальную бумагу: никакой кражи с территории комбината не было, так как по результатам инвентаризации никакой недостачи на АО “Арселор Миттал Темиртау” не выявлено!

Уголовное дело прекратили, подозреваемых с извинениями выпустили, а 20 тонн металла так и сгинули.

Ситуация, когда “пострадавшая” сторона категорически отказывается страдать, – типичное явление, если речь идет о хищениях с Карметкомбината.

Прокурор Карагандинской области Амирхан Аманбаев наз­вал такую позицию руководства АО “Арселор Миттал Темиртау” “издевательством над правоохранительными органами”. Кража есть! Изъятый металл есть! Задержанный КамАЗ есть! Водитель и сопровождающий задержаны! А комбинат выдает справку: никакой кражи не было, ущерба нет!

Руководители правоохранительных и специальных органов потребовали от руководства комбината прямого ответа на вопрос: ловить им или не ловить воров?

На что директор по вопросам безопасности АО “Арселор Миттал Темиртау” Сапаргали Аубакиров ответил: ловите-ловите, только не дергайте нас по мелочам:

– У нас только на территории копрового цеха 40 тысяч тонн металла, – сказал он. – И когда следственные органы просят нас провести инвентаризацию, потому что задержали 200 кг похищенного металла… Сами понимаете, какой нам интерес…

Понять, наверное, можно, если знать, с какого контрольного веса начинается интерес?

Воров ловить – себе дороже

200 кг – явно мало. Но 5 сентября с территории “Кармета” вывезли 60 тонн металла. И финансовая полиция уже третью неделю ходит за директорами комбината, выпрашивая справку об ущербе, чтобы возбудить уголовное дело. Значит, 60 тонн – тоже недостаточно?

А работники комбината шепо­­­­­­­­том пересказывают совсем уж невероятную историю. Мол, недавно некие сметливые люди смазали рельсы солидолом и под покровом ночи откатили в тупичок пару вагончиков. За 20 минут, пока к месту событий подоспела служба безопасности, успели перекидать за забор 120 тонн чугуна. Охранники и воры несколько минут напряженно смотрели друг на друга, решая, что делать дальше. Охранники, видно, смекнули: если сейчас доложить наверх, заставят ведь самих эти 120 тонн чугуна обратно перекидывать. Если не докладывать, то никто и знать не будет. Решение созрело: давайте, ребята, двигайте отсюда по-быстрому, чтобы через пять минут вас тут не было с вашим чугуном.

Сказка это или быль? Вряд ли это теперь выяснишь. Но похоже на правду. Сколько же надо украсть, чтобы “пострадавшие” начали страдать?

Все знают, всех устраивает?

Вопрос количества в данном случае не главный. Главный вопрос: кому выгодно, чтобы вор сидел в тюрьме? Прежде чем искать ответ на этот больше риторический вопрос, нужно знать три секрета.

Секрет первый: кражи с режимного объекта с многоступенчатой пропускной системой не могут совершаться без участия работников комбината и охранных фирм. Украсть и отгрузить большую партию металла без участия, к примеру, крановщика, так же невозможно, как без летчика угнать самолет.

Секрет второй: стойкий спрос на вакансии в “Арселор Миттал Темиртау”, как утверждают горожане, связан не столько с высокой заработной платой, сколько с возможностью дополнительных заработков. Следственные органы сталкиваются с явным нежеланием рабочих, бригадиров, начальников цехов, охранников способствовать раскрытию преступлений, потому что те слишком ценят хлебное место.

И, наконец, секрет третий: крадут, скорее всего, неучтенную продукцию, потому инвентаризация не обнаруживает недостачу. А как создается эта неучтенка, вам расскажет любой рабочий Карметкомбината. Вариантов масса: списать как брак нормальную, кондиционную продукцию, один раз создать излишки на складе и всю жизнь гонять с места на место несуществующую кучу металла. Да мало ли чего можно было придумать за полвека ударной работы Казахстанской Магнитки!

Не дают разгуляться

На “Кармете” воровали во все времена. И в эпоху плановой экономики. И когда грянули рыночные отношения. Капиталист-миллиардер оказался бессилен перед “дядей Васей” из копрового цеха и “тетей Галей” с весовой. Потому что еще их родители, а то и дедушки с бабушками варили здесь свою кашу из чугуна.

Накануне запуска сортопрокатного цеха – важнейшего события для комбината и страны, на котором присутствовал глава государства, прямо из цеха украли двигатели и запчасти, только что доставленные самолетом из Италии. Чтобы не откладывать запуск цеха, компания срочно отправила в Италию новый чартерный рейс за новыми двигателями и запчастями. Это было быстрее и дешевле, чем искать воришек.

– С начала года возбуждено 53 уголовных дела по кражам металла с комбината. Из них до суда доведено лишь 11! – говорит начальник управления прокуратуры Карагандинской области Камал Абеуп. – Динамика преступности на предприятии не имеет тенденции к снижению, а только официальная сумма материального ущерба стабильно превышает 50 миллионов тенге. На протяжении нескольких лет картина не меняется. Вывод напрашивается сам собой: либо данное положение устраивает собственника предприятия, либо ущерб не является настолько значительным, чтобы улучшить систему безопасности.

Летом полицейские испросили одобрения генерального директора АО “Арселор Миттал Темиртау” на проведение оперативных мероприятий по пресечению хищений продукции с территории комбината. Генеральный выразил согласие, но пожелал, чтобы мероприятия проводились только по периметру предприятия и не касались внутренней территории. В результате за месяц полицейские выявили и пресекли 48 фактов хищений, задержали 43 автомашины, груженные металлом, и 285 подозреваемых в краже.

А если бы подразделение “Сункар” пустили внутрь, на территорию? Представляете, сколько они бы переловили и задержали?!

И пойман, а не вор

Впрочем, даже пойманный еще не значит – вор. Из 285 подозреваемых арестовать полицейские смогли лишь двоих. А из 48 фактов хищений удалось возбудить только четыре уголовных дела.

Остается лишь удивляться долготерпению правоохранительных органов. Давно бы разозлились и сказали: охраняйте сами!

Но справедливости ради заметим, что для взаимных претензий у полицейских и металлургов имеются объективные причины.

Во-первых, репутацию полицейских здорово подмочили их недобросовестные коллеги, которые на разных этапах активно участвовали в хищениях. А во-вторых…

– У нас имеется печальный опыт, когда мы доверяли охрану наших объектов полицейским структурам, – заявил директор по вопросам безопасности АО “Арселор Миттал Темиртау” Сапаргали Аубакиров. – В тот период хищения приобрели массовый характер. Мы расторгли договор и с тех пор работаем только с частными охранными фирмами и агентствами. Предпочитая менять их через 2–3 года, чтобы пресекать формирование устойчивых связей. В ближайшее время начнет работать собственная служба экономической безопасности.

Это намек, что в ближайшее время комбинату услуги правоохранительных органов вообще не понадобятся. Сами будут не только охранять, но и выявлять, пресекать, ловить и проверять.

Говорят, положительный опыт корпорации “Казахмыс”, где с недавних пор эффективно работает собственная служба экономической безопасности, вдохновил коллег из Темиртау.

Но начальник управления криминальной полиции ДВД Карагандинской области Николай Саульский довел до сведения руководства предприятий:

– Кражи на Жезказганском медеплавильном заводе также совершаются как самими работниками завода, так и с участием охранников. Более того, у нас есть информация, что сами охранники инсценируют попытки кражи с территории предприятия, чтобы получать премии, так называемые бонусы, которые выплачивают за каждое предотвращенное хищение.

Колючую проволоку – на всякий случай

Обменявшись взаимными упреками и претензиями, обе стороны все-таки сошлись на том, что работать нужно сообща. Только так можно искоренить хищения металлопродукции.

Причина краж – высокая и быстрая доходность, доступность продукции, устойчивый спрос и организованный рынок сбыта. С этими явлениями и решено было бороться.

Флагманы индустрии убедительно попросили полицейских ликвидировать все нелегальные пункты приема металлолома, а все лицензированные отодвинуть от комбината на расстояние не менее чем два километра. Полицейские обещали разобраться с приемщиками лома, но руководство комбината со своей стороны должно позаботиться об укреплении своих владений. Руководство АО “Арселор Миттал Темиртау” твердо пообещало намотать поверх четырехметрового забора по всему периметру комбината дополнительно колючую проволоку. Ее вроде бы уже и заказали, вот-вот привезут (если не украдут по дороге). А еще сторожевые вышки установят.

Идею с вышками полицейские одобрили. И предложили: можно еще контрольно-следовую полосу сделать…

Татьяна Тен, Караганда