Гранд-мастер - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Гранд-мастер

Гранд-мастер

Он создал собственную систему единоборств – джун ри таэквондо – и теперь продвигает ее по всему миру. Джун Ри выглядит намного моложе своих 77 лет, а телом владеет – как юноша. Его жизнь – целая эпоха. Немногие могут похвастаться дружбой с президентами и легендарным Брюсом Ли. В Алматы гранд-мастер прилетал с плановым «визитом»: в Казахстане сформировалась крепкая школа его последователей.

  • 3 Октября 2008
  • 2289
Фото - Caravan.kz

В поисках блондинки

– Почему вы эмигрировали из Кореи?

– В Корее жилось бедно, и я не видел перспектив. Хотел жить лучше и однажды загорелся мечтой перебраться в США. Я посмотрел фильм с Мэрилин Монро и сказал себе: «Когда-нибудь я перееду в США и женюсь на блондинке!». В США я встречал много блондинок, но таких, чтобы лежало мое сердце, было немного. Поэтому я женился на кореянке.

– А где взяли средства на столь затратный переезд на другой континент?

– Я был военным офицером, а в США попал в 1956 году по военной программе обучения. Мне даже платили 150 долларов в месяц. 50 долларов уходило на оплату моей комнаты и на еду, а остальные я копил. Потом за 690 долларов купил нейлон и привез этот материал для одежды в Корею. Продал на черном рынке и выручил за него 2000 долларов. Потом стал готовиться к отъезду, оформил визу. Когда я приземлился в США, у меня было всего 43 доллара в кошельке. С этого я начал. Потом изучал гражданскую инженерию в Остине, штат Техас.

– Сегодня многие называют вас своим учителем. А кто был вашим учителем по восточным единоборствам?

– Мастер Ли, он уже умер. У него была сеть школ в Корее.

– Почему вы отказались от традиционного таэквондо?

– Когда я приехал в США, то стал изучать физику и механику. Во всех традиционных восточных единоборствах: в Китае, в Японии, в Корее – используют одни и те же вещи. Эти идеи идут от фермеров, которые не знали физиологии. Я изменил систему, не хотел в ней повторять то, что некогда учил сам. Я думал: если не найду лучшее, то не буду учить людей. Но я нашел это лучшее. Джун ри намного эффективнее. К примеру, чтобы произвести удар – сейчас я вам покажу (наш собеседник просит принести дощечку), – между мной и предметом достаточно 40–50 см, для удара я не разворачиваюсь и не отрываю ног от пола (бах! дощечка мгновенно распалась на кусочки). Мои семинары – не только разговоры, все я показываю на деле.

– Как вам кажется, ваша система идеальна?

– Может, самой идеальной она станет позже, но на сегодняшний день она одна из самых лучших.

«Брюс Ли был моим другом»

– При каких обстоятельствах вы встретились с легендарным мастером единоборств и актером Брюсом Ли?

– Это было в 1964 году в США, на одном из турниров по восточным единоборствам, который проводился в Лонг-Бич, в Калифорнии. Мы оба там в качестве гостей демонстрировали, что умеем. Я был хорош в ударах ногами, а он – в ударах кулаками. Он был младше меня на 19 лет. С Мухаммедом Али у нас была такая же разница в возрасте.

– Брюс произвел на вас впечатление при первой встрече?

– Да, он сразу поразил меня своими амбициями. Мы обменялись друг с другом идеями и стали приятелями. На тот момент он еще не был суперзвездой кино. Он стал популярным после того, как поехал в Гонконг на фестиваль китайского кино. Затем и Голливуд приметил его – для фильма «Выход дракона». Мы общались с 1964 до 1973 года, до самой его смерти. Я был в Гонконге, делал свой фильм о таэквондо в 1973 году. Помню, он приехал повидаться в аэропорт, когда я улетал обратно в США, это было 6 июля. Через несколько недель он позвонил и сказал: «Джун, твое кино директор хочет изменить…». Брюс пообещал мне разобраться с этим и не беспокоиться. На следующий день я услышал, что он умер.

– А что вас связывало с великим боксером Мухаммедом Али?

– В 1976 году он вышел против японского каратиста Антонио Иноки. Был такой показательный поединок. Я готовил Али к этому бою. Я был в Японии вместе с ним, стоял в углу ринга, направлял его.

– Это был всего один контакт?

– Он приезжал, навещал меня. Мы с ним в 1976 году получили одинаковые награды на 200-летие Америки. Я стал «Человеком века» в восточных единоборствах, он – в боксе, Джо Ди Маджио, муж Мэрилин Монро, – в бейсболе.

Советник президентов

– Вы были советником у нескольких президентов США…

– Да, работал у Рональда Рейгана, у Джорджа Буша-старшего и у Буша-младшего.

– Какие функции вы исполняли?

– При Буше-младшем работал в комиссии по странам Азии, при старшем – в комиссии по физкультуре и фитнесу, при Рейгане – занимался отдыхом и образованием.

– И с каким из президентов работалось лучше?

– С Бушем-старшим. Он говорит: «Я уважаю мастера Джуна Ри». Когда я преподавал в конгрессе, он приходил посмотреть на тренировки. Тогда он был еще конгрессменом.

– Кто вас, как правило, сопровождает в поездках?

– Со мной часто летает моя жена. Правда, только в те места, где она никогда не была. Она тоже занятой человек, у нее свой бизнес.

– Жена тоже занимается восточными единоборствами?

– Да, она тренер по таэквондо, имеет черный пояс.

Коммунизм погубило вранье

– Расскажите, в чем заключается ваша философия?

– У меня свое видение развития человечества. Я немного изменил словарь. Моя книга “Trutopia” выйдет этой осенью в Америке. Русский ее вариант появится месяца через три. Там всего 100 страниц, я хочу, чтобы ее не только прочитали, но и выучили. Люди друг друга обманывают и, как результат, не верят друг другу. Если перестанем врать, то не будем тратить энергию и деньги на это. Также не нужны будут полиция, армия, адвокаты. Маркс и Энгельс выдвинули классную идею – коммунизм. Если люди не были бы злыми, коммунизм, может быть, и не провалился. Совершенство человечества не в том, чтобы все знать, а чтобы не врать.

– То, что вы описываете, похоже на земной рай…

– Это может стать реальностью! Если ты думаешь, что можешь что-то сделать, то это станет реальностью. Мы сами себя лимитируем в мыслях. Когда Эйнштейн сказал о теории относительности, все говорили – невозможно. Когда братья Райт утверждали, что они полетят, их называли сумасшедшими. Когда Томас Эдисон сказал, что своими лампочками осветит весь мир, ему не поверили. Историю делают нетипичные люди. Я один из них.

Экономический кризис – не конец света

– Мир охватил глубокий экономический кризис, не лучшее время для перемен…

– Но это же не конец света. Человечество имеет поразительную способность к выживанию.

– Ваша система таэквондо зародилась в Штатах, могла ли она развиться и вырасти в другой стране?

– Система удачно прижилась и в Казахстане, и в России. Она работает. Кстати, Америка – это было самое худшее место для взращивания системы. Никто ведь не знал, что такое таэквондо. Когда я произносил слово «таэквондо», мне говорили: «Что это за еда такая?». Сегодня почти в каждом фильме используют таэквондо. В свое время мой отец запрещал мне заниматься восточными единоборствами в Корее, потому что думал, что я буду драться на улицах. Я скрывал от него, что тренируюсь, пока не сдал экзамен на черный пояс. Сегодня я создал таэквондо публичный имидж, им занимаются конгрессмены, сенаторы.

– Они жмут вам руку за это?

– Конечно. Однажды один политик назвал меня самым большим подарком, который Корея сделала Америке. Меня также включили в число 2000 важных эмигрантов в истории США вместе с Генри Киссинджером, Альбертом Эйнштейном…

Совет прост: меньше есть и спать

– Сколько у вас школ по всему миру?

– Всего 125: 60 – в США и 65 – в странах СНГ. В 1991 году у меня был 11-дневный семинар в Москве, мне тогда было 60 лет. В какой-то из дней мне задали вопрос, что было первым – яйцо или курица? Бог все создает от простого к сложному. Возьмем, допустим, самолет: мы должны сделать крылья, борт и прочее, а потом собрать воедино. Курица – более сложное создание, чем яйцо. Второе, Бог делает все по одному каждого вида. Вы ведь не пишете двух одинаковых статей. Даже когда он создал мужчину, то затем поменял пол – чтобы получить женщину. И третье: все имеет ценность. Что более ценно – курица или яйцо? Все гости встали и зааплодировали. Так началось мое знакомство с тогда еще существовавшим Советским Союзом.

– Ваши дети тоже занимаются джун ри таэквондо?

– У меня два сына и две дочери, они все сторонники таэквондо.

– Вы улучшаете свою систему?

– Я делаю это каждый день с каждым вздохом. Сам я постоянно усовершенствуюсь. Я до сих пор очень гибкий, как молодой человек.

– В чем секрет вашей молодости и здоровья?

– Не есть много, на 30 процентов желудок должен быть пустым. Если будешь толстым, будешь спать плохо. Я сплю 6 часов. Слишком много спать – вредно: человек делается ленивым. Также важно чувствовать себя счастливым. Мы пьем, курим – разве это хорошо для детей? Нет, а почему мы сами это делаем? Если ребенок плохой, нужно винить в этом только родителей.

«Я знаю Бога»

– Какую религию вы исповедуете?

– Я не верю в Бога. Я его знаю. Бог – не объект поклонения, а знания. Когда ты себя знаешь хорошо – ты знаешь Бога.

– Как часто вы тренируетесь?

– Я тренируюсь каждый день. Раньше занимался по три часа в день – до операции на сердце. Мне было 73 года, когда врачи объявили о проблемах с сердцем. Мне доктора запретили летать на самолетах, но я не мог сидеть без работы.

– Кстати, ваша система популярна на родине, в Корее?

– Нет еще, я как раз работаю над этим. Наиболее всего она популярна в США.

Марина ХЕГАЙ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)