Дела внутренних органов - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+23 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дела внутренних органов

Дела внутренних органов

Страшные слухи о том, что в Алматы якобы крадут детей и изымают у них донорские органы, привлекли внимание к особой и очень закрытой области медицины – трансплантологии. И если отбросить досужие домыслы любителей страшилок, то правда тут одна – органов для пересадки в стране катастрофически не хватает.

  • 26 Сентября 2008
  • 3086
Фото - Caravan.kz

Специалисты-трансплантологи, к которым мы обратились за комментарием, жуткие слухи развеяли – не так просто изъять органы у человека, для этого нужна хорошо оборудованная операционная и специально подготовленная бригада медиков. А кроме того, изъятые органы должны подойти пациенту по многим параметрам, для этого проводятся специальные анализы, тоже дело серьезное. Какой смысл пересаживать орган, который организм быстро отторгнет?

По закону у нас в стране запрещена и продажа донорских органов. Хотя бывают случаи, когда приходят в больницу люди и предлагают: “Купите у меня почку!”. Но с такими даже не разговаривают.

И у тех, кому требуется операция по замене органа, есть только два выхода. Либо, как это ни страшно звучит, ждать орган со стороны – вдруг погибнет в аварии где-нибудь подходящий донор, молодой и здоровый. Либо получить нужный орган от близких родственников.

И хотя в этом случае рискуют оба – и тот, кто получил нужный орган, и тот, кто его отдал, этот вариант оказывается наиболее распространенным.

Потому что в случае гибели подходящих доноров в результате различных травм и аварий врачи крайне редко сообщают об этом трансплантологам.

Три пересадки за восемь месяцев

В Алматинском департаменте здравоохранения мы узнали, что за восемь месяцев 2008 года – с января по август – проведено… три операции по пересадке почек!

И это в то время, когда только в одном Алматы в срочной пересадке нуждаются 200 человек, а в стране таких больных более 1500!

Зато очередь в Алматинскую городскую клиническую больницу №7 на обязательную для пациентов, страдающих тяжелыми заболеваниями почек, процедуру диализа – очистку организма от продуктов метаболизма, ежедневно выстраивается

с 4 часов утра.

Как рассказывают врачи, процедура длится примерно 4 часа, аппарат “отдыхает” только по одному часу в сутки. А так как машина старая, то она нередко ломается. И тогда пациентам приходится искать другие медицинские учреждения, где имеется подобное оборудование, некоторые едут на диализ даже в Астану.

Повезло тем, кто живет в тех городах, где есть аппараты диализа. Другим приходится ездить. Это накладно – и пациенту, и государству.

Сотрудники отделения трансплантологии института им. Сызганова говорят, что стоимость процедуры диализа с применением всех необходимых лекарственных препаратов и расходных материалов составляет в месяц около 5 тысяч долларов! К слову, пересадка почки с последующим наблюдением обойдется для государства в пять раз дешевле.

Как нам разъяснили в департаменте здравоохранения Алматы, в Казахстане все операции по пересадке органов, процедура диализа, послеоперационное выхаживание больных и постоянное наблюдение производятся бесплатно.

Если бы этого не было, то большинство людей с пересаженными почками просто умерли бы: стоимость препаратов, которые они вынуждены принимать постоянно, около 2 тысяч долларов в месяц!

Но это если повезло и донорский орган нашелся. А если нет?

Наша справка

С момента создания в Казахстане центра трансплантологии в 1978 году там было осуществлено около 500 операций

по пересадке почек.

За почкой – за границу

Многим казахстанцам, нуждающимся в пересадке органов, приходится искать спасения за рубежом. Их немало, и они даже создали свое общественное объединение “Общество больных с пересаженной почкой Сенiм”.

– Пролежав полгода в институте имени Сызганова и не дождавшись подходящего донора, я вынужден был отправиться в клинику пакистанского города Лахор. Пересадка почки обошлась мне в 30 тысяч долларов. Подобные операции там поставлены на поток, – рассказывает председатель общества Абай Джубалиев.

До недавнего времени подобные операции делали и в Китае. Но теперь этот путь перекрыт. Правительство КНР запретило своим врачам пересаживать органы иностранцам.

Урумчи – город доноров…

Алматинец Николай Каримбаев стал одним из последних казахстанцев, которым трансплантировали почки в Китае.

На вопрос, почему он не стал делать операцию в Казахстане, Николай ответил, что здесь приходится ждать донорских органов по нескольку лет. Дожить удается далеко не всем.

– Подобные операции делают в КНР, России, Пакистане, Израиле и Германии. Самые низкие цены – в Пакистане и Китае, где операция со всеми накладными расходами обходится пациенту около 30 тысяч долларов. В Израиле трансплантация стоит примерно 50 тысяч евро, а в Германии – вдвое дороже. Поэтому я выбрал КНР. Здесь подобные операции делают в Пекине и в Урумчи. Но в Урумчи дешевле, да и сам город гораздо ближе к Алматы.

Мне очень повезло: с момента подачи заявки на трансплантацию и до приглашения в больницу Урумчи прошло всего полтора месяца.

Трансплантацию почек там производят в трех медицинских учреждениях: военном госпитале и двух городских больницах. Меня положили в больницу №3, более известную под названием “китайская аурухана”.

Не успели мы с женой (каждый из пациентов должен приезжать с сопровождающим) подойти к входу, как нас окружили более трех десятков человек. Перекрикивая и отталкивая друг друга, они наперебой начали предлагать нам… свои почки! Продавцы так расхваливали качество товара, что у нас невольно возникло ощущение, будто мы находимся на базаре.

Мы пригласили с собой одного из этих людей, но нас ждало разочарование: он оказался китайцем по национальности. Как вскоре выяснилось, законодательство КНР запрещает представителям титульной нации продавать свои органы для трансплантации. Это могут делать только представители других национальностей.

В больнице нас успокоили и предложили сначала пройти анализы на тканевую совместимость. За лабораторное исследование мы отдали 2 тысячи долларов, еще 3 тысячи заплатили в кассу больницы. Когда выяснилось, что почка мне подходит, я вручил донору – через кассу! – 7 тысяч долларов за его орган.

В китайской больнице все сияло чистотой, в палатах были установлены телевизоры. В нефрологическом отделении на 15 палат и 45 коек приходилось дневных восемь медсестер, а ночью дежурили трое. Причем никто из них не спал!

Послеоперационный уход – тоже на высоте. После пересадки меня на месяц отправили в реанимацию, а затем два месяца я находился в нефрологическом отделении под неусыпным наблюдением персонала.

Эти месяцы самые опасные, в это время может произойти воспаление и начаться отторжение тканей. Поразительно, но ни врачи, ни медсестры ни разу не попросили у меня денег за свои услуги! Более того, когда я сам хотел по привычке отблагодарить медсестричек за внимание, при виде денежных купюр они шарахались от меня, словно от ядовитой змеи. Насилу удалось вручить девушкам по шоколадке.

Где пересаживали, там и наблюдайтесь!

Подобное не раз приходилось выслушивать от казахстанских врачей многим больным, которым трансплантация была сделана за рубежом. К счастью, выдача препаратов и наблюдение за больными после трансплантации, даже если операция была проведена за рубежом, в Казахстане бесплатные. Однако здесь тоже существует масса проблем.

– Отсутствие в Казахстане донорских органов, конечно, большой минус, но не самый страшный, – говорит Абай Джубалиев. – Гораздо хуже то, что у нас нет специального центра с подготовленными и грамотными специалистами для поддержки больных после операции. Участковые терапевты с этим не справляются. А ведь те, кому пересажены органы, должны всю жизнь принимать специальные препараты. Они очень токсичны и вызывают поражение печени, поджелудочной и щитовидной желез. Об этом я узнал сам, полистав медицинскую энциклопедию.

Дожить бы…

У людей с пересаженными органами немало проблем. Перечислять их можно долго. Но они живы. И это главное. Потому что дожить удается не всем.

Когда мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию руководителей государственного учреждения “Управление здравоохранения города Алматы”, нам ответили, что вопросы трансплантологии не входят в компетенцию этого учреждения. Хотя именно в недрах этого учреждения появился приказ №20 от 10.01.2007 года “Об изъятии тканей и органов для трансплантации в медицинских организациях г. Алматы”, подписанный директором городского управления здравоохранения Зауреш Джумалиевной Аманжоловой, согласно которому все больницы обязаны сообщать о появлении у них потенциальных доноров.

Но не сообщают. А между тем только в Алматы операцию по пересадке почек ждут 200 взрослых больных и 14 детей.

В статье 36 главы 6 Закона Республики Казахстан “Об охране здоровья граждан” №170-3 от 7 июля 2006 года подробно описываются правила изъятия человеческих органов.

А 19 сентября 2006 года министр здравоохранения Республики Казахстан Е. Досаев подписал приказ №415. Данный документ утверждает правила изъятия, консервации тканей и органов от людей и животных. В пункте №4 этого приказа написано: “Обеспечить своевременное оповещение руководителями медицинских организаций специалистов Республиканского центра трансплантации при Национальном научном центре хирургии имени А.Н. Сызганова о наличии потенциального донора”.

Но, как показывает практика, такое оповещение производится крайне редко.

Даже если органы погибшего человека могли бы продлить чью-то жизнь. И у дежурных бригад по забору органов немного работы…

Олег ГУБАЙДУЛИН