Независимый регулятор обнаружит подтасовку и заставит монополиста вернуть деньги потребителю. Во всяком случае, так было заявлено на рабочей группе Мажилиса Парламента.
В Парламент поступил законопроект о деятельности “независимых регуляторов”. Депутаты поначалу всполошились: кто регулирует? Кого? Зачем? Разработчика законопроекта – агентство РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) – даже попросили устроить “круглый стол” и объяснить само понятие “независимый регулятор”.
Глава АРЕМ Нурлан Алдабергенов пояснил, что предлагаемый к обсуждению проект предусматривает расширение прав АРЕМ с тем, чтобы дать ему возможность обеспечить прозрачность тарифов естественных монополий.
Как это предполагается сделать? АРЕМ предлагает отнести к компетенции правительства утверждение прогнозных индексов по изменению предельных тарифов на рынке электрической энергии. И это понятно: в условиях трехлетнего планирования бюджета государству важно знать, как будут меняться тарифы на ближайшую перспективу. Правительство берется утверждать и “нормы” этих изменений: как, на сколько и в течение какого времени.
АРЕМ просит наделить его правом утверждать “предельный инвестиционный тариф”. Иными словами, та составляющая цены на электроэнергию и тепло, которая будет направлена предприятием на модернизацию (покупку или замену нового оборудования, обучение персонала и проч.) будет контролироваться агентством. А владельцы предприятий будут утверждать в АРЕМе свои инвестиционные программы. Антимонопольщики будут проверять, что и куда направлено и за что именно платит потребитель. Скажем, оплату гастролей зарубежной поп-группы, приглашенной на корпоративную вечеринку к празднику, в тариф уже “не забьешь”.
Но главное новшество, которое более всего вызвало нареканий со стороны энергетиков, – право АРЕМ контролировать нормативные и ненормативные потери.
– Нормативные потери не могут быть постоянной составляющей! – категорически заявляет председатель АРЕМ Нурлан Алдабергенов. – Сегодня они очень велики. А ведь есть еще и сверхнормативные потери, которые связаны уже с отсутствием ремонта, хищением и прочим. И платит за это тоже потребитель.
Алексей Банцикин, Астана