Рассказ о специфике работы пограничников на контрольно-пропускных пунктах полковник Аскар Жабагиев, заместитель начальника регионального управления “Шыгыс” погранслужбы КНБ РК, начал с краткого юридического экскурса.
– Деятельность пограничной службы определяется в первую очередь…
– …Законом “О государственной границе”, – тоном отличника продолжил я.
– Не совсем так, – поправил меня Аскар Жабагиев. – В первую очередь мы руководствуемся международным законодательством. Почему? Скажем, многих удивляет, для чего наши пограничники при паспортном контроле на выезде из Казахстана узнают – разрешен ли гражданину въезд в страну назначения? Казалось бы, какое дело нашим властям до того, впустят или нет кого-то в Европу, США или Новую Зеландию? Это ведь вроде бы его частное дело. Но дело в том, что если у гражданина нет разрешения на въезд в другую страну, то его, согласно международным законам, депортируют обратно. А возмещение затрат на депортацию ляжет либо на этого гражданина, либо, если он откажется платить ( а чаще всего так и происходит!), на перевозчика или на ту страну, чьим подданным он является. Значит, казахстанской авиакомпании или нашему государству придется платить за нарушителя.
Нелегалов встречают у трапа
– Иногда граждане возмущаются – почему пограничник задает несуразные какие-то вопросы? Мол, скучно ему сидеть в кабинке паспортного контроля, вот он и решил поразвлечься и поболтать, – продолжает полковник. – На самом деле наши сотрудники действуют строго по инструкции. И их задача – выявить нарушителей или международных преступников.
Надо сказать, что в 90-е многие жители развивающихся стран, стремясь попасть на постоянное жительство в Европу, проделывали несложный трюк. Заполучив паспорт с вожделенной визой, они еще в салоне самолета рвали все свои документы и спускали обрывки в унитаз. А по прибытии в крупный аэропорт терялись в толпе пассажиров разных рейсов, направляющихся к стойкам паспортного контроля.
В результате у полицейских благополучной страны оказывался гражданин непонятно какой страны, отказывающийся сообщать о себе какие-либо данные. Вычислить, откуда он явился, обычно не представлялось возможным, поэтому и депортировать его было нельзя. В итоге гражданин пополнял ряды нелегальных иммигрантов.
– Сейчас миграционные службы в некоторых европейских странах встречают рейсы из “подозрительных” стран прямо у трапа, чтобы, если уж обнаружится “беспаспортник”, сразу развернуть его в обратном направлении, – объяснил Аскар Жабагиев. – Вообще же, депортация нарушителей – головная боль для пограничников всех стран, работающих в аэропортах, портах и на вокзалах. Существуют даже своеобразные гостиницы при аэропортах и портах для таких граждан.
– И в нашем аэропорту есть?
– Конечно.
Межграничье – стерильная зона
– Кстати, всегда хотел узнать: если пассажир прошел кабинку паспортного контроля, он уже пересек границу?
– Юридически – да. Де-факто – нет. Пассажир прошел только паспортный контроль, но не пересек границу.
– А в чем разница?
– Для обычного гражданина, наверное, нет. Но для правоохранительных органов есть разница, причем существенная. Скажем, если недозволенные к провозу вещи обнаружат у гражданина уже “за границей”, то можно с большой долей вероятности считать, что он совершил преступление – провез контрабанду. Доказать обратное на суде будет очень сложно.
Кстати, очень часто неправильно называют “межграничье” – территорию между двумя государствами – нейтральной полосой. Нейтральная полоса – это расстояние между боевыми линиями враждующих армий, а здесь это всего лишь накопитель. Вот так вот прозаично, – разводит руками полковник. – На профессиональном сленге сами пограничники называют этот отрезок – от линии погранконтроля до трапа самолета – стерильной зоной.
Лучший прибор– интуиция
Вслед за Аскаром Жабагиевым мы “покинули” Казахстан, миновав кабинки погранконтроля, и через 15 минут “вернулись” на родину.
– Вот всем известные кабинки паспортного контроля, которые и означают границу в международном аэропорту. В них работают наиболее подготовленные сотрудники пограничной службы.
– Так они же просто проверяют паспорта. И для этого надо пройти подготовку?
– Обязательно, причем серьезнейшую. Надо иметь профессионально тренированную память, навык распознавания фальшивых документов, умение “читать” не только паспорт, но и лицо человека. Для этого наши сотрудники занимаются на специальных тренажерах – учатся запоминать лица, отличать поддельные документы от настоящих. Пограничник должен узнавать человека в любом, если можно так выразиться, обличье – полысевшего, располневшего, похудевшего, сделавшего пластическую операцию или операцию по пересадке волос, надевшего или снявшего очки, отрастившего или сбрившего бороду, перекрасившего волосы. И сделать это за те секунды, пока человек проходит паспортный контроль.
– Но ведь наверняка можно придумать умные приборы, которые смогут делать это?
– За годы службы в погранвойсках я убедился – самые совершенные устройства для установления личности и самые полные базы данных не заменят человека. Человеческий мозг – самый совершенный компьютер. Не раз бывало, что контроль проходит гражданин, “чистый” по всем базам данных, и тут “срабатывает” не автомат, а интуиция пограничника – стоп, вот этого пассажира надо перепроверить. И очень часто интуиция не подводит наших сотрудников. Она приходит с годами, сотрудники со стажем почти безошибочно вычисляют нарушителей. Как? Это невозможно объяснить…
Не заплатил налоги? Снимут с рейса!
Как правильно перейти границу? О правах и обязанностях пассажира, проходящего пограничный контроль, нам рассказали майор Гани Агадилов – начальник отдела отряда погранконтроля “Алматы”, и старший лейтенант Юлия Денисова – начальник смены пограничного наряда.
– Если контролеру документ показался чем-либо подозрительным, то он может попросить гражданина подождать, чтобы вызвать старшего смены наряда, или проверить документ на подлинность в специальной лаборатории, – разъяснил Гани Агадилов.
– А если я не хочу, чтобы мой документ куда-то уносили?
– Вызовите старшего наряда, объясните, что хотели бы посмотреть, что будут делать с вашим документом. Бывает, некоторые пассажиры начинают потом возмущаться – мол, я вам отдавал документ без дефектов, это вы внесли какие-то исправления. На этот случай в аэропорту есть лаборатория, в которой можно установить, когда именно в документе были сделаны те или иные записи, пометки, когда была вклеена фотография – несколько минут, несколько часов или дней назад. Для этого собирается комиссия, она и проводит исследование документа.
– А если меня не удовлетворяют объяснения старшего смены?
– Везде – в аэропортах, в портах, на пунктах пропуска, на кабинках паспортного контроля, на дорогах – висят информационные доски, где указаны способы связи с ближайшим управлением пограничной службы. Можете обратиться с жалобой по указанным там телефонам.
– Могут ли меня не выпустить за пределы страны?
– Да. В законодательстве есть обширный список причин, по которым власти могут отказать в праве покинуть страну. Например, если гражданин призван на воинскую службу или обвиняется в совершении преступления, неуплате налогов и так далее. Иногда иностранцы забывают зарегистрироваться после прибытия в нашу страну. На пограничном контроле их разворачивают обратно: уплатите административный штраф за это нарушение, а после переходите границу. Но если дело происходит ночью, когда отделения банка в аэропорту закрыты, или на пограничной станции, то приходится снимать человека с рейса.
Понятно, что возникает недовольство. Но погранслужба отвечает только за переход границы, и если кто-то у самой границы вдруг раскаялся и решил возместить недоимки по налогам или уплатить штраф, то мы тут ничем помочь не можем. Это не в нашей компетенции. Если у вас есть неисполненные обязательства перед нашим государством, то вернитесь и исполните их, после чего можете выезжать.
И ни в коем случае не стоит пытаться “задобрить” контролера на месте деньгами или подарками: в каждой кабинке находится видеокамера, а дача взятки – уголовное преступление.
Уехать – и вернуться
– По каким еще причинам гражданина могут не выпустить из страны?
– Из-за того, что, например, фото в документе не похоже на него самого, – ответила Юлия Денисова. – Тогда документ считается недействительным! Если вы сделали пластическую операцию, то позаботьтесь о том, чтобы сменить документ или фотографию в нем. Или возьмите с собой бумаги, подтверждающие факт изменения вашей внешности. Иначе сотрудники погранслужбы имеют полное право отказать вам в праве выехать за рубеж. Кстати, женщин могут попросить смыть косметику с лица – это вполне законное требование, а то ведь иногда такой макияж делают – не узнаешь!
– А всегда ли гражданин Казахстана может вернуться домой?
– Всегда, даже если он утерял за рубежом все документы, – продолжил объяснения Аскар Жабагиев. – И такие случаи бывают. Наш соотечественник теряет документы, обращается в консульство, где ему делают свидетельство на возвращение в Казахстан (этот документ действителен для возвращения на родину – и только для этого!). Он покупает билет и умудряется потерять свой временный документ (бывают и настолько рассеянные люди!), скажем, в транзитном аэропорту. И, прилетев сюда, он оказывается без единой бумаги, удостоверяющей его личность, кроме, наверное, авиабилета. Хотя и авиабилет может потерять… В этом случае ему надо просто заявить, что он является гражданином Казахстана. Пограничники установят по базе данных его личность и пропустят в страну. Гражданин может упростить всю процедуру, если сам позвонит родным и попросит привезти документы, удостоверяющие его личность.
Филипп ПРОКУДИН, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)