52 года тому назад в деревушке Бракельзик федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия в семье столяра и прядильщицы родился мальчик, на которого через 12 лет стала иметь серьезные виды местная футбольная команда “TuS 08 Brakelsiek”. Но выпускник гиссенского университета имени Юстуса Либиша увлекся совсем другой игрой – политической. И небезуспешно.
О Франке-Вальтере Штайнмайере в эти дни усиленно пишут и говорят не только все немецкие СМИ. Политологи с мировым именем не исключают, что уже вскоре этот министр иностранных дел ФРГ может занять высший государственный пост в стране. Каким же образом это скажется на традиционно дружеских отношениях между Казахстаном и Германией?
“Тихая, но яркая звезда”
Именно так охарактеризовал Штайнмайера солидный журнал “Шпигель”. Правда, интересной особенностью этого светила является его стремление дистанцироваться ото всех остальных звезд на немецком политическом небосклоне.
– Франк-Вальтер готовится к одиночному полету, ориентируясь лишь на свой любимый красный цвет, – не без угрюмости предсказывает Ульрих Клаус, политредактор респектабельной газеты “Die Welt”. Имея в виду вероятное расторжение прежних договоренностей и возможное дистанцирование социал-демократов ото всех остальных партий. – Однако подобное гордое одиночество чревато свободным падением в бездну…
– Да нет же, получится эффективная “коалиция светофора”! – возражает “Stern”. Подразумевая возможный союз “красной” СДПГ с вечно оппозиционными “зелеными” и “желтыми” из FDP, “Freie Demokratische Partei”.
Но пока все это лишь прогнозы на довольно туманное будущее. Ведь само выдвижение герра Штайнмайера на ключевые позиции отличается нетипичной суетливостью в рядах обстоятельных немецких политиков. Так, 5 августа прошлого года Петер Штрук, глава фракции СДПГ в бундестаге, без тени сомнения заявлял журналу “Фокус”:
– Наш председатель Курт Бек и есть наилучшая, единственная кандидатура на грядущих выборах!
Но 6 марта уже этого года Йоханнес Карс, представитель левого крыла социал-демократов, не менее категорично сообщил газете “Flensburger Tageblatt”:
– Участие Бека в борьбе за пост бундесканцлера невозможно!
А еще через два месяца тогдашний председатель СДПГ Бек вместе со своим заместителем Штайнмайером официально опровергли заявление Карса.
Прошла еще неделя, и все тот же Курт Бек публично признал – ему пора уходить.
6 сентября “Berliner Zeitung” первой из СМИ обнародовала сенсацию – “эпоха Бека прошла, наступает эра Штайнмайера”.
Последовательность и продуманность
На следующий день руководство СДПГ собралось в небольшом курортном городке близ озера Швиловзее под Потсдамом. На закрытом совещании кандидатура действующего главы МИДа была выдвинута на пост будущего канцлера Германии единогласно.
Насколько это может быть интересно для Казахстана? Ну, во-первых, Штайнмайер, как мало кто в ФРГ, акцентирует свое внимание именно на азиатских государствах. Где проявляет себя порой даже жестко.
– Вы не соблюдаете права человека! – в лоб и без экивоков заявил министр иностранных дел ФРГ теперь уже покойному Туркменбаши во время официального визита. А позднее в интервью газете “Bild”, красноречиво названном “Путешествие в Абсурдистан”, Франк-Вальтер решительно подвел черту:
– У Туркменистана под управлением господина Ниязова нет даже малейших достижений в гуманитарной и демократической сфере…
Такая недипломатичность опытного дипломата, извините за тавтологию, вызвана самим жизненным кредо Франка-Вальтера Штайнмайера. Да, с одной стороны, как полагают эксперты, он осмотрительно придерживается весьма расчетливой стратегии “Schritt fuer Schritt”. То есть за шагом шаг.
Именно эта несуетливая, тщательно выверенная последовательность позволила доктору наук Штайнмайеру добиться впечатляющей карьеры, избавленной от громких промахов. С 1986 года, пять лет подряд, он научный сотрудник факультета общественного права и политологии в университете города Гиссена. Затем – юрисконсульт по информационному праву и политике, статс-секретарь, глава госканцелярии Нижней Саксонии.
С 93-го по 98-й – завотделом политических директив, межведомственной координации и планирования, статс-секретарь, а затем и шеф личного бюро премьер-министра этой федеральной земли Герхарда Шредера.
Уже будучи бундесканцлером, тот признался однажды интервьюеру из общественного телеканала ZDF:
– Кроме своей жены я безоговорочно доверяю только двум людям: руководителю своего аппарата и Франку-Вальтеру…
Факты, ничего, кроме фактов
Столь высокая оценка обусловлена вовсе не слепой преданностью Штайнмайера своему шефу. Десятилетия ровной, идущей все время на подъем политической карьеры приучили этого внешне всегда спокойного политика придерживаться только фактов, но никак не эмоций.
Когда эти факты негативны, аналогичен и результат. Но применительно к будущим германо-казахстанским отношениям ничего пока опасений не вызывает. Весной прошлого года, в частности, глава германского внешнеполитического ведомства Штайнмайер встречался с министром иностранных дел РК Касымжомартом Токаевым. Где более чем благожелательно отозвался о кандидатуре Казахстана на пост председателя ОБСЕ.
При этом нынешний кандидат на пост бундесканцлера всячески подчеркивал, что
“…председательство динамично развивающейся центральноазиатской республики полнее раскроет потенциал авторитетной международной организации, а также даст дополнительный импульс процессам демократизации в самом Казахстане”.
Немецкие СМИ неоднократно отмечали повышенный интерес Франка-Вальтера к нашей республике не только как к поставщику энергоносителей. Для Штайнмайера Казахстан является “мощным сдерживающим фактором на пути воинствующих, радикально настроенных исламистов”.
Так что даже в случае утраты Ангелой Меркель высших властных позиций ослабления германо-казахстанских связей ожидать, судя по всему, не приходится.
Сергей ЗОЛОВКИН, наш собственный корреспондент в Германии