«Корабли интереснее, чем самолеты»: школьник из Караганды собирает модели исторических судов - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
«Корабли интереснее, чем самолеты»: школьник из Караганды собирает модели исторических судов

«Корабли интереснее, чем самолеты»: школьник из Караганды собирает модели исторических судов

С самого раннего детства ученик 11-го класса из города Шахтинска Кирилл Гайер интересуется судомоделированием. Это увлечение приносит ему не только определенный опыт и знания, но еще и победы на различных конкурсах.

  • 14 Марта 2019
  • 320
Фото - Caravan.kz

Раньше Кирилл мечтал стать капитаном корабля, потому что очень любил пассажирские лайнеры.

«Корабли мне гораздо интереснее, чем самолеты, — говорит Кирилл. — Я универсальный моделист. Хорошо знаю историю, но детские воспоминания и увлечения ничем не перебить».

Кирилл собрал уже множество кораблей, но у него есть самый любимый.

«Моей первой моделью, которую мы собрали с братом, когда я учился во втором классе, был корабль «Титаник», — рассказывает Кирилл. – После прочитанных книг я захотел собрать один из больших пароходов Добровольного флота Российской империи «Орел», так как я очень люблю гражданский флот, а тем более пароходы начала XX столетия. Модель выполнена из бумаги и картона в масштабе 1 к 200».

Кирилл интересуется историей и рассказывает, что в 1878 году император Александр III учредил Добровольный флот с целью иметь годные для военных нужд пароходы, которые можно было бы быстро вооружить и использовать как вспомогательные крейсеры, госпитальные суда или суда для перевозки десанта. Одним из источников средств для постройки судов являлись пожертвования от русских городов. Соответственно размеру пожертвований устанавливалась очередность присвоения имени города тому или иному кораблю.

«6 июля 1908 года императором Николаем II было утверждено решение об отпуске средств на создание пароходных сообщений на Дальнем Востоке, что стало основанием для заказа за границей Добровольным флотом пяти новых пароходов, — рассказывает Кирилл. — Заказ на постройку пароходов был выдан германской фирме Ф. Шихау. 30 сентября стороны подписали договор. Согласно договору фирма обязывалась построить пять одновинтовых пароходов спардечного типа, три из которых несколько больше остальных. Все пять кораблей должны быть построены и отделаны как первоклассные почтово-пассажирские пароходы и готовы к официальным испытаниям через 12 месяцев после подписания договора».

Так как суда планировалось использовать для специальной службы в военное время, предусматривались подкрепления для установки трех 120-миллиметровых пушек, место для укладки на палубе рельсов для подвозки из трюмов на корму мин заграждения. Внутренние помещения рассчитывались на перевозку 600 человек десанта. Штат судового состава включал 95 человек. 13 апреля 1909 года строящимся судам были присвоены имена: трем большим — "Орел", "Полтава", "Рязань"; остальным — "Симбирск", "Пенза". 1 августа 1909 года пароход "Орел" вышел на испытания. Уже в конце 1909-го "Орел" и "Полтава" начали выполнять рейсы на Дальнем Востоке.

«С началом Первой мировой войны «Орел» вошел в состав Сибирской флотилии в качестве вспомогательного крейсера и был оснащен боевыми орудиями: два 120-миллиметровых, два 75-миллиметровых и четыре 47-миллиметровых, — рассказывает Кирилл. — В дальнейшем использовался как учебный корабль для обеспечения корабельной практики воспитанников военно-морских учебных заведений. В этом качестве «Орел» с небольшими перерывами находился в заграничном плавании, посещая порты Индокитая, Индонезии и Японии. В 1922 году правление Добровольного флота, обосновавшееся к этому времени в Париже, продало «Орел» одной из английских фирм, которая дала ему имя "Silvia". В 1934 году пароход перешел в собственность судоходной компании из Гонконга и был переименован в "Haitan". Во время Второй мировой войны "Haitan" мобилизовали и включили в состав британского ВМФ. В июне 1946 года он был возвращен владельцу, а в 1950-м разделан на металл в Гонконге».

При сборке модели парохода «Орел» самым сложным, признался Кирилл, была подгонка киля и борта.

«Бумажные модели — самые сложные в судомодельном спорте, так говорят мои более опытные коллеги из России, которых я вначале не слушал, но, видимо, зря, — говорит Кирилл. — Особенно я это осознал, когда начал работать над мелкими деталями вентиляции, лебёдок и шлюпок. А до этого всё шло, как говорится, как по маслу. Это увлечение остается самым интересным и познавательным для меня, моделиста с четырехлетним стажем и двум взрослым разрядам по судомодельному спорту».

Когда его преподаватель узнал, что Кирилл делает бумажную модель, а в то время они готовились к чемпионату РК, он попросил, чтобы ученик взял с собой «Орел».

«Я согласился, — говорит Кирилл. — Но за неделю до соревнований я был опечален тем, что не успеваю собрать модель, рассказав об этом своему преподавателю Александру Васильевичу Охрименко. Он спросил: «И что мы повезём?». И тут я понял, что как капитан команды должен доделать модель или хотя бы привести её в божеский вид, чтобы можно было выставить на стенд».

Перед соревнованиями началось то, что должен пережить каждый моделист: например, бессонную ночь, во время которой он занимается моделью и доводит её до идеала.

«Так было и со мной, — говорит Кирилл. — Я всю ночь делал такелаж и приклеивал те детали, которые можно было приклеить. В итоге мой недоделанный «Орел» занимает второе место на чемпионате Казахстана, что стало для меня стимулом продолжать собирать модели как из бумаги, так и из других материалов, таких как благородное дерево или дешёвый пластик».

На этом Кирилл останавливаться не собирается. У него очень много планов. В будущем молодой человек мечтает стать инженером-конструктором. Также судомоделист занимается робототехникой. Он участник многих республиканских и международных состязаний.

Николай КРАВЕЦ