Комментариев не будет… - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Комментариев не будет…

Комментариев не будет…

Недавняя авиакатастрофа под Бишкеком заставила еще раз серьезно задуматься, насколько безопасно в наше время летать самолетами. Об этой страшной трагедии мы подробно рассказали в нашей газете (“Горящий рейс”, № 35 от 29 августа 2008 года). И вот последние новости из Киргизии. Командир экипажа “Боинга-737”, потерпевшего крушение неподалеку от аэропорта “Манас” города Бишкека 24 августа, Юрий Гончаров водворен в следственный изолятор Государственного комитета национальной безопасности Кыргызстана.

  • 12 Сентября 2008
  • 1536
Фото - Caravan.kz

По данным киргизских источников, следствие предъявило Юрию Гончарову обвинение по статье 280 Уголовного кодекса КР “Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта”. Данная статья предусматривает наказание в виде лишения свободы до двух лет, если же деяние повлекло по неосторожности гибель нескольких лиц – от 7 до 15 лет.

В пресс-службе КНБ Кыргызстана отказались комментировать эту информацию, сославшись на то, что следствие ведет Генеральная прокуратура КР. В пресс-службе Генпрокуратуры подтвердили: Юрий Гончаров был арестован сотрудниками управления по расследованию особо важных уголовных дел Генпрокуратуры с разрешения судебных органов. Что касается предъявленного обвинения, то это тайна следствия.

До сих пор причины падения “Боинга-737-200” неизвестны. “У меня допуска к материалам расследования нет, – сообщил нам в телефонном разговоре директор департамента гражданской авиации КР Алик Аскаров. – Выяснением всех обстоятельств падения самолета занимаются правительственная комиссия и независимая комиссия Международного авиационного комитета, прибывшая специально из Москвы”.

Между тем стали известны подробности расшифровки “черных ящиков” “Боинг-737” – она проводилась в Москве. Считывание информации бортовых самописцев осуществлялось при участии и поддержке специалистов лаборатории Национального управления по безопасности на транспорте США. 

В результате предварительной расшифровки информации установлено, что бортовой звуковой регистратор содержит запись одного из предыдущих рейсов “Боинга” по маршруту Москва – Бишкек. Качество записи аварийного полета из Бишкека в Тегеран не очень хорошее – магнитная лента была повреждена в результате пожара. Но специалисты Международного авиационного комитета пытаются восстановить информацию. У них есть месяц для вынесения заключения.

Между тем в Иране продолжается работа по установлению личности погибших. В пресс-службе правительства Кыргызстана мы узнали, что до сих пор в иранской лаборатории находятся в работе 59 образцов останков умерших, а также 19 образцов крови родственников десяти неопознанных граждан Кыргызстана. Уже определены фрагменты тел шести иранских граждан, четырех киргизских граждан и одной гражданки Казахстана. Министерство иностранных дел Кыргызстана просит, чтобы иранцы ускорили процесс выдачи заключений генетической экспертизы – ведь только после этого родные и близкие погибших граждан Кыргызстана смогут предать земле останки погибших.

“Мы попросили чиновников не беспокоить пострадавших”

Третью неделю в Бишкекском научном центре травматологии и ортопедии находятся двое пострадавших – технический инженер “Итэк эйр” Сергей Беляев и директор гимназии № 29 Бахтияр Кадыров. Всех остальных пациентов выписали домой, они продолжают амбулаторное лечение.

– Пострадавшие идут на поправку, – сообщил нам по телефону директор центра доктор медицинских наук, профессор Сабыр Джумабеков. – Сергей Беляев перенес сложную операцию на позвоночнике, но в ближайшие дни мы поднимем его на ноги. У Бахтияра Кадырова были сильные ожоги, но они уже заживают, пациент может ходить. Думаем, в конце недели Бахтияр уже будет дома.

Оба мужчины участвовали в спасении людей из горящего самолета. Сергей сумел открыть дверь в конце салона и этим спас жизнь тем, кто сидел в хвосте. А Бахтияр вытаскивал из огня пассажиров, находящихся без сознания.

– По просьбе пострадавших и их близких мы попросили журналистов, чиновников, в том числе высокопоставленных, не беспокоить наших пациентов, – продолжает Сабыр Джумабеков. – Официального запрета оградить их от общения с прессой не поступало…

Еще один пострадавший, 19-летний гражданин России Эсенжан Касымалиев, проходит лечение в институте им. Склифосовского в Москве, куда он был доставлен спецрейсом из Бишкека через несколько дней после авиакатастрофы. Россиянин по-лучил глубокие ожоги – у него обожжено 50 процентов тела.

Небо не для тех, кому за 30

После катастрофы родственники погибших и пострадавших на встрече с представителями правительства КР попросили провести внеплановую проверку всех киргизских авиакомпаний, особенно “Итэк эйр”. Состояние парка воздушных судов беспокоит и казахстанцев, которые тоже летают самолетами киргизских авиалиний: билеты по многим направлениям из Бишкека гораздо дешевле, чем из Алматы.

О критическом состоянии киргизской авиации не раз говорили высокопоставленные чиновники страны. Пытались принимать меры: например, с мая этого года в Кыргызстане запрещено использовать для перевозки пассажиров самолеты, выпущенные более 40 лет назад. Кроме того, правительство постановило не включать с 1 мая 2008 года в государственный реестр самолетов воздушные суда, выпущенные более 30 лет назад. И только с 1 января 2010 года – самолеты с 25-летним стажем. Таким образом, всем, кому нет еще 30, разрешили летать…

Как мы узнали в департаменте гражданской авиации КР, сегодня в стране зарегистрировано

16 авиакомпаний, но реально работают 13, в распоряжении которых 48 самолетов, имеющих летную годность. Основной парк – модели советского производства 80-х и 90-х годов выпуска. Киргизские авиакомпании выполняют рейсы в страны СНГ, Китай, Иран, ОАЭ. А вот воздушное пространство Европы закрыто для их самолетов. Как объяснил директор департамента гражданской авиации Алик Аскаров, советские самолеты не соответствуют европейским стандартам по шумам. Исключение составляют воздушные суда, перевозящие первых лиц государства.

Руководство комитета уверяет, что все суда исправны и регулярно проходят обслуживание на технических базах разных стран. Разбившийся самолет последний техосмотр прошел 4 августа в представительстве компании “Боинг” в Алматы.

Впрочем, неполадки на киргизских самолетах случаются часто. Буквально за несколько дней до катастрофы в Урумчи задержался Ту-134 – самолет не мог вылететь из-за проблем в гидросистеме. А ведь он всего два года назад прошел капитальный ремонт!

Страховка – дело времени

Во вторник, 9 сентября, мы вновь связались с юристом “Итэк эйр” Александром Пугачевым по поводу страховой выплаты семьям погибших в авиакатастрофе.

– Представители страховых компаний остались в Бишкеке и работают над этим вопросом, – сказал юрист. – Страховка будет выплачена всем, но когда – этого я не могу сказать. Дело в том, что родственники погибших должны собрать пакет документов, в нем должно быть и свидетельство о смерти, а его не выдадут до тех пор, пока не будут идентифицированы все останки погибших. Вы понимаете, это займет некоторое время…

В пресс-службе правительства КР сообщили, что по распоряжению правительства будет производиться выплата компенсации – по 100 тысяч сомов семьям погибших и по 50 тысяч – пострадавшим гражданам Кыргызстана.

НАША СПРАВКА

В Казахстане секонд-хенда хватает!

В Казахстане, кроме национального перевозчика “Эйр Астана”, регулярные внутренние рейсы совершают пять авиакомпаний. Их авиапарк состоит в основном из самолетов советского производства – Ту-154,

Ан-24, Як-40, Як-42, Ил-62. Средний возраст воздушных судов “Эйр Астаны” составляет шесть лет, у компаний второго эшелона данный показатель – на уровне 20 и более лет. В распоряжении казахстанских авиакомпаний также имеются “Боинги-737-200” в количестве 5 штук. Четыре самолета выпущены в 1981-м и один – в 1982 году.

МНЕНИЕ

Возраст самолета – фактор риска

Может ли возраст самолета стать причиной авиакатастрофы? Летчик с большим стажем Анатолий Смирнов считает, что да. “Вообще, проблемы могут случиться с любой машиной, ведь в самолете миллионы мелких деталей, – говорит специалист. – Многие неполадки на новых машинах не создают угрозу для жизни пассажиров и экипажа, поскольку современные самолеты защищены дублирующими системами высокой надежности. Если машина старая, проходила многократный ремонт, то никаких гарантий нет! Это то же самое, что отправиться в дальнюю дорогу на старом “Москвиче” – он может сломаться в любой момент”.

“Пилот должен быть устойчив к стрессам”

Если проанализировать хронику авиакатастроф, то можно заметить – большинство из них происходят одна за другой с промежутком в несколько дней. Американские авиаторы даже вывели закон парных случаев, согласно которому любая авиакатастрофа откладывается в подсознании пилотов. И в сложный момент непременно даст о себе знать…

Мы поинтересовались у казахстан-ских специалистов: работают ли психологи с экипажем перед полетом? Менеджер по расследованию технических причин авиационных событий АО “Эйр Астана” Алексей Плиско сообщил, что специальных психологов в компании нет, но при отборе пилотов перевозчик руководствуется принципом отбора людей здоровых физически и устойчивых к стрессам, что проверяется с помощью специальных тестов.

Кроме того, пилоты проходят спец-обучение по приобретению устойчивых навыков поведения, исключающих совершение ошибок при выполнении полетов. Большое значение имеет уверенность членов экипажа в собственной безопасности. Елена КОЭМЕЦ,

За четыре дня до бишкекской трагедии, 20 августа, в аэропорту Мадрида “Барахас” разбился самолет испанской авиакомпании Spanair MD-82. Погибли 153 человека. Уже известно, что вылет самолета задерживался на 90 минут из-за технических неполадок. Но потом машину почему-то выпустили в рейс…

Едва оторвавшись от взлетно-посадочной полосы, самолет скатился с полосы и взорвался, развалившись на части. По утверждению очевидцев, перед падением загорелся левый двигатель самолета. Координатор полетов в аэропорту “Барахас” Хавьер Фернандес Гарсиа сообщил: до катастрофы рейсы этого самолета дважды отменялись из-за технических проблем. Представители авиакомпании утверждают другое: 15-летний самолет был исправен и проходил инспекцию по безопасности полетов в январе этого года.

Тахир САСЫКОВ (фото), Алматы