Контрольная проверка
События развивались стремительно. В среду, 27 февраля, Полторанин должен был бежать на чемпионате мира в Зеефельде (Австрия) свою коронную дистанцию 15 километров классическим ходом. Он не раз выигрывал ее на самых различных турнирах. Последняя из этих побед была одержана не так давно – 9 февраля в Планице (Словения) на одном из международных стартов, а 17-го числа в итальянском городе Конье на этапе Кубка мира, где конкуренция была гораздо выше, Полторанин показал четвертое время.
Контрольную проверку сил он прошел уже в Зеефельде 23 февраля в так называемом скиатлоне. Это дисциплина, в которой лыжники сначала бегут 15 километров “классикой”, а затем еще столько же, но свободным ходом. Причем стартуют спортсмены все вместе.
Первую, “классическую” часть Алексей завершил в лидирующей группе из семи лыжников. Правда, в “коньке” отстал и занял 11-е место, проиграв победителю почти полторы минуты.
Однако Полторанин показал всем конкурентам, что к чемпионату мира набрал неплохую форму и способен побороться на “пятнашке” “классикой” как минимум за место в десятке лучших, а может, и выше. Он опозорил нашу страну — олимпийский чемпион Смирнов о допинге Полторанина
Грустный праздник
Старт 15-километровой дистанции был назначен на 14.00. Времени, чтобы выспаться и настроиться на гонку, более чем достаточно. Ну и позвонить домой тоже нужно обязательно: у жены Алексея, биатлонистки Ольги Полтораниной, 27 февраля был день рождения. Для нее – чемпионки домашней Азиады-2011 в эстафете – как и еще для ряда ведущих биатлонистов страны, нынешний зимний сезон потерян. Они отстранены от всех соревнований на неопределенный срок до выяснения всех обстоятельств. Команду подозревают в нарушении антидопинговых правил. Но это совсем другая история.
Горький чай
По версии личного тренера Полторанина Алексея Наконечного, нашего лыжника задержали во время чаепития. В то утро полиция Австрии и Германии провела антидопинговый рейд под названием “Operation Aderlass”. Обыски прошли в 16 домах в Зеефельде и немецком Эрфурте.
Помимо Полторанина были задержаны еще восемь человек, включая двух эстонских и двух австрийских лыжников.
Причем один из них, Макс Хауке, также значившийся в стартовом протоколе участников забега на 15 километров, попался с поличным – во время процедуры гемотрансфузии (переливание крови).
Всех спортсменов увезли в полицейский участок, где те дали признательные показания. После этого их освободили. На воле лыжники повели себя по-разному.
Если австрийцы с эстонцами публично рассказали все, как было, то Полторанин, ни с кем не пожелав встретиться и объясниться, улетел домой.
И только спустя без малого неделю с его стороны появилась хоть какая-то реакция.
Дети фельдшера Шмидта
С какой стороны допинговая проблема задела Алексея, стало понятно сразу. Среди задержанных лыжников оказался эстонец Андреас Веэрпалу – сын двукратного олимпийского чемпиона Андруса Веэрпалу, который еще в прошлом сезоне работал с Полтораниным. Тут же прямые обвинения прозвучали в адрес его бывшего тренера Мати Алавера. Карел Таммъярв и Альго Кярп заявили, что применяли так называемый “кровяной допинг” с подачи Алавера, который их свел с главным фигурантом “дела о кровопускании” немецким доктором Марком Шмидтом. Сам Мати отрицать обвинения в свой адрес не стал.
Ультиматум
Алавер и Полторанин познакомились в начале олимпийского сезона-2013/14. Эстонский тренер вспоминал, что Алексей произвел на него очень большое впечатление. Так же, как и он на спортсмена.
Спустя два месяца после Игр в Сочи Полторанин дал жесткое интервью нашему изданию, в котором чуть ли не в ультимативной форме потребовал для себя отдельной подготовки под руководством Алавера.
– Мне не подходят ни их (главного тренера сборной Александра Батяйкина и его помощника Владимира Сахнова. – Прим. ред.) программа подготовки, ни календарный план, – заявил тогда Полторанин. – Также не нравятся организация, перелеты, размещение и питание, недостаточное внимание тренеров, проблемы с медицинским контролем и не лучшее спортивное оборудование. Наконец, меня не устраивают сервисное обслуживание и подготовка лыж… Алексей Полторанин готов сменить гражданство?
Чтобы выступать еще лучше, нужно усилить медицинский контроль, обследоваться в ведущих европейских лабораториях, иметь спортивного врача и хорошую сервис-группу.
Для решения сразу нескольких вопросов я предлагал привлечь иностранного тренера Мати Алавера, подготовившего двукратного олимпийского чемпиона Андруса Веэрпалу. Но его не берут…
Если мне не создадут приемлемые условия, я буду вынужден закончить свою спортивную деятельность в родном Казахстане.
Провал в Пхёнчхане
Федерация лыжных гонок, на которую обрушился ведущий спортсмен, прислушалась к критике и сделала все, как тот пожелал. Четыре года Полторанин не знал забот, тренируясь в составе своей отдельной команды. От него ждали прорыва, повторения успеха чемпионата мира 2013 года, когда он завоевал две бронзовые медали, но…
Все главные старты Алексей проиграл – 50 км “классикой” на первенстве планеты-2015 в шведском Фалуне, 15 км тем же стилем – на чемпионате мира-2017 в финском Лахти и, наконец, классический “полтинник” в Пхёнчхане-2018.
Олимпийская дистанция должна была стать своеобразной вершиной сотрудничества Полторанина и Алавера. Оттого и разочарование 15-м местом получилось особенно горьким. Тем более что перед Кореей на этапах Кубка мира наш лыжник показывал высокие результаты.
После олимпийского провала контракт с эстонским специалистом продлевать не стали, обязав Алексея тренироваться вместе с остальной командой. Однако этого не случилось.
Отдельный номер
Трудно сказать, по какой причине Полторанин не пожелал тренироваться под руководством главного тренера сборной Юрия Каминского. С командой он провел только три летне-осенних сбора, а с первым снегом стал заниматься по собственному плану, в том числе в группе “Team Haanja” с Таммъярвом, Веэрпалу-младшим и Кярпом. Консультантом, пусть и неофициальным, у него остался Алавер.
Федерация лыжных гонок проявлять принципиальность по отношению к своему ведущему спортсмену не стала, хотя сомнения после неудачного олимпийского цикла остались.
На соревнованиях Полторанин жил в одном отеле с командой, но всегда в отдельном номере. Так было и в Зеефельде.
Об остальном “КАРАВАН” узнал, что называется, из первых уст – от генерального секретаря федерации Андрея Невзорова.
Следствие ведут…
– Задержание происходило не в гостинице. Полторанин в этот момент находился у своих смазчиков (из его бывшей эстонской команды. – Прим. ред.), живущих отдельно от спортсменов. Поэтому свидетелем того случая я не был, узнав обо всем уже на стадионе перед гонкой.
– Мы почти сутки не знали, где находится Алексей, – рассказывает Невзоров. – Для поиска подключили МИД, Олимпийский комитет, в Зеефельд приехал наш консул. Только потом выяснили, что Полторанина отвезли в Инсбрук, который находится неподалеку. Вместе с ним был адвокат, который занимался проблемами эстонских лыжников. Видимо, его нанял сам Алавер.
Консул созвонился с начальниками австрийских правоохранительных органов, но те отказались давать какие-либо комментарии, кроме того, что задержали Полторанина по подозрению в распространении и применении запрещенных препаратов.
На пресс-конференции полиция заявила, что для подобных действий у нее были неопровержимые факты. Какие? Нам не сообщили, поскольку ведется следствие. Сразу после инцидента Алексей улетел домой, в Москву. При этом Полторанин не стал ни с кем встречаться.
Мы пытались с ним созвониться, но его тренер Наконечный сказал, что у Алексея в полицейском участке забрали телефон и обратно не вернули.
Из Международной федерации лыжных видов спорта (FIS) мы получили официальную бумагу о его отстранении от тренировок и соревнований.
Запоздалая реакция
Первая реакция от потерпевшей стороны последовала только 5 марта, спустя шесть суток после инцидента.
В общих чертах она выглядела так: спортсмен собирался на чемпионате мира преступить закон, но в последний момент передумал.
Странно, что мысль об использовании допинга пришла Полторанину в тот момент, когда он и так был неплохо готов. К тому же чемпионат мира – это не те соревнования, на которых можно пускаться на эксперименты, сильно рискуя попасться на допинг-контроле.
Странно и то, что признание прозвучало так поздно. Логичным было бы собрать пресс-конференцию в Зеефельде и объяснить свою позицию. Впрочем, чтобы давать советы, надо самому оказаться на месте Полторанина. А этого, думаю, никому не хотелось бы.
Факт остается фактом: Алексей всю свою карьеру был чист перед спортивным законом. Причем не только отрицательными допинг-пробами.
“Кровяной допинг”, или, по-другому, переливание крови, в чем подозревают Полторанина, не ловится обычными методами. Его можно выявить только с помощью биологического паспорта. Если объяснить в двух словах, то это такая электронная медицинская книжка спортсмена, куда вносятся, в частности, результаты анализов крови: уровень гемоглобина, количество эритроцитов и т. д. Отклонение от нормы – звоночек для антидопинговых служб. Алексей Наконечный: Полторанину приходилось заниматься не своим делом
К биопаспорту Полторанина, который, к слову, контролирует не Национальный антидопинговый центр, а сама FIS, претензий не было никогда.
Поэтому сегодня рано однозначно утверждать: виноват Алексей или нет. Впереди расследование, а в “деле Полторанина” есть не только темные пятна, но и аргументы в пользу лыжника.