Этот бизнес в воде не тонет - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Этот бизнес в воде не тонет

Этот бизнес в воде не тонет

Незаконный лов рыбы на Сорбулаке продолжается. Наши корреспонденты убедились в этом, совершив внезапный “налет” на перевалочную базу браконьеров. Никто не собирается сворачивать бизнес на канализационном озере, где лов рыбы запрещен. У него, по всей видимости, крепкий организатор. Ему нечего и некого бояться.

  • 5 Сентября 2008
  • 2021
Фото - Caravan.kz

Ни свидетелей, ни конкурентов

Месяц назад в № 31 от 1 августа мы писали о том, как нам удалось обнаружить доказательства незаконной ловли рыбы в накопителе сточных вод – на озере Сорбулак, хотя ловить рыбу в этой санитарной зоне запрещено.

Житель Алматинской области Леонид Гитенко, в прошлом – полковник милиции, обратился к нам в редакцию, рассказав о бригаде браконьеров, которые регулярно, каждую ночь, выходят на промысел. Наш корреспондент лично убедился в правдивости его слов, совершив вместе с Леонидом Гитенко ночью вылазку на озеро. На Сорбулаке действительно ловили рыбу! Причем в промышленных масштабах.

Мы увидели, как несколько рабочих тянули из воды с помощью лебедки огромный невод. Правда, поняв, что нежелательные очевидцы намерены познакомиться не только с процессом, но и с результатами рыбалки, они развязали невод в воде, выпустив пойманную рыбу. Попадать под прицел фотокамер с незаконно выловленной рыбой им явно не хотелось.

По словам Александра Пушкарева, ныне сотрудника областного департамента по охране природы, ранее работавшего рыбинспектором, браконьеры охраняют свой бизнес как от свидетелей, так и от конкурентов. Вооруженная охрана Сорбулака ревностно сторожит озеро от всех тех, кто, как ей кажется, покушается на рыбные запасы отстойника.

Однажды и самому Александру “посчастливилось” столкнуться с охраной канализационного озера. Как он рассказал, несколько человек, вооруженных ружьями и бейсбольными битами, сильно избили его. Александру удалось бежать от своих мучителей. Обращение в органы внутренних дел не дало никаких результатов, только следователь уговаривал рыбинспектора забрать заявление.

Точно так же почти никакой реакции правоохранительных органов не последовало и после нашей публикации. Но, по словам Александра Пушкарева, ему начали звонить неизвестные, обещая расправиться за чрезмерную болтливость. А Леонид Гитенко сообщил, что браконьеры как ни в чем не бывало продолжают лов рыбы в отстойнике. Правда, грузовики с уловом едут не по проселочным дорогам – теперь к своей перевалочной базе они стали подъезжать через барханы.

Доказательства на блюдечке

Леонид Гитенко проследил, что грузовики везут рыбу с озера к заброшенным зданиям возле поселка Али, неподалеку от Капшагайской трассы. Уже оттуда ее развозят по кафе, ресторанам и рынкам южной столицы.

Как и в прошлый наш визит на озеро, “налет” группы в составе водителя, двух журналистов и самого Леонида Гитенко на перевалочную базу рыбаков стал для браконьеров неприятным сюрпризом. Площадка для перегрузки скрывалась за небольшой рощей. Едва редакционный микроавтобус появился из-за деревьев, от бетонной площадки базы в сторону трассы рванул маленький грузовичок. Две “шишиги” – машины газ-66 – не тронулись с места. Рабочие, мывшие из шланга кузов одной из машин, заметались по площадке. Общение с нами в их планы точно не входило – почти сразу они забежали в небольшой фургончик неподалеку и закрылись изнутри.

На площадке, усеянной рыбьей чешуей, остался брошенный шланг, “шишига” с открытым кузовом и весы с четырьмя крупными рыбинами на них.

Собственно, никакого криминала в поведении застигнутых нами врасплох людей не было – граждане вполне имеют право перегружать рыбу из одних транспортных средств в другие где им только заблагорассудится и в любое удобное для них время. Тем более что у нас не было никаких подтверждений того, что рыба, которую рабочие перетаскивали из одних грузовиков в другие, была выловлена незаконно. Чего ж тогда убегали?

Подозрение вызывала только одна деталь – номера “шишиг”. Именно такие госномера были у грузовиков, которые, по словам Леонида Гитенко, каждую ночь вывозят рыбу с озера Сорбулак.

– Я отследил маршруты браконьеров, записал номера их машин, – рассказал Леонид Гитенко. – Фактически выполнил работу оперативников, на блюдечке преподнес им информацию, и что?! Полиция не спешит начинать расследование…

Полицейских у нас часто упрекают и в чрезмерном мздоимстве, и в лености, хотя и не всегда обоснованно. Только вот почему же стражи закона в данной ситуации не проявляют особенного рвения даже тогда, когда почти всю работу за них выполнил обычный сознательный гражданин? Почему после нашей публикации никто из работников управления по борьбе с организованной преступностью, санэпидстанции, коммунального предприятия “Водоканал” города Алматы не обратился в редакцию с тем, чтобы узнать, откуда у газеты такая информация? Почему кто-то угрожает человеку, согласившемуся дать интервью?

– За всем этим бизнесом, ловлей рыбы на Сорбулаке, стоит некто по имени Дос, – убежден Александр Пушкарев. – Это не просто слова, я лично работал с Досом в рыбинспекции, сам все видел, знаю рыбаков, которые заняты на “промысле”.

То же имя нам назвал и Леонид Гитенко.

– Сегодня Дос является единоличным хозяином бизнеса на Сорбулаке. Его боятся трогать все – начиная от простых следователей до прокуроров, – считает Леонид Гитенко. – Он поставил себя в области так, как будто он бог и царь. И никто даже и не сомневается в этом.

Дело в менталитете?

Понятно, что все это – только слова. А их, как известно, к делу не пришьешь. Даже если в правдивости этих утверждений мало кто в округе сомневается.

Газета – не суд и не прокуратура. И не наше дело обвинять людей в совершении преступлений, выносить приговор. Да и собирать доказательства незаконных деяний граждан – дело компетентных органов, призванных стоять на страже интересов государства. Но что делать, если ни полиция, ни прокуратура в данной ситуации не рвутся встать на охрану законности?

Мы далеки от мысли, что рядовые и руководящие работники полиции и прокуратуры цепенеют от страха, узнав, что перед ними – родственник, как говорят, высокопоставленного чиновника. И все дело – просто в менталитете.

Но у нас также нет оснований не доверять Леониду Гитенко и Александру Пушкареву. В правдивости их слов мы уже убеждались на деле. Тем более что их слова подтвердили и другие жители Илийского района, правда, при этом просили не публиковать их имена. Бояться…

Во всей истории – больше вопросов, чем ответов. Например, такой: куда все-таки идет выловленная в Сорбулаке рыбка? Рискнем предположить, что, скорее всего, на наш с вами стол – через прилавки рынков и магазинов, кафе и рестораны. А поскольку выловлена рыбка незаконно, то, значит, без сертификатов. И следовательно, никто сорбулакские уловы на безопасность не проверяет. Наше с вами здоровье “рыболовов” мало заботит.

P.S. Мы обязательно продолжим наше расследование на “отстойном” озере Сорбулак и постараемся разобраться, кто же стоит за незаконной ловлей рыбы. Раз уж полиция не хочет с этим разобраться.

Филипп ПРОКУДИН, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)